RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕИ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ - 4

Людмила Ивановна Гущина
заместитель директора Научно-методического Центра
Кировского района Санкт-Петербурга

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

(От методов манипулятивной педагогики к технологиям позитивного педагогического взаимодействия)

    Опыт моей педагогической деятельности в должности учителя биологии и экологии средней школы составляет 19 лет. Все эти годы путеводной звездой для меня является Этика Благоговения перед Жизнью Альберта Швейцера – этика любви, распространенная до вселенских пределов. Возможно, это звучит высокопарно или слишком претенциозно, но именно ей я стараюсь следовать всегда и учить этому своих учеников.
    Когда «туман» и «нет звезды», мне хочется все бросить и «бежать, бежать, бежать...», как говорил Медведь в фильме «Обыкновенное чудо». Бежать из системы, которая недостаточно поддерживает учителя в его напряженном повседневном труде, в его постоянном творчестве и романтическом стремлении научить, подготовить, развить, воспитать, адаптировать своих учеников к жизни. Бежать из педагогики не позволяют дети, они возвращают и к работе, и к жизни. Потому что они – сама жизнь.

    Следуя образному выражению В.А. Сухомлинского, дети – это зеркало, в котором отражаются отношения взрослых. Мне в педагогике более всего интересны отношения учеников с окружающим миром, точнее – взаимоотношения – друг с другом, с учителями, родителями, природой и обществом, поскольку от того, какими будут эти взаимоотношения, во многом зависит будущее планеты, жизни, БУДУЩЕЕ с большой буквы.
        Позитивно выстроенные отношения гармонизируют личность, активизируют ее творческий потенциал и через систему резонансных связей, снижая напряжения, высвобождают энергию, необходимую для творческой и созидательной деятельности. Негативные отношения агрессивны и носят разрушительный характер. Творческая деятельность учеников (исследовательская и познавательная) на современном этапе рассматривается как способность к осознанию личностно значимых проблем, как готовность к поиску способов решения практических задач на основе собственного взгляда на мир. Мировоззренческая позиция учащихся в значительной степени зависит от качества образовательного процес-са, от особенностей и эффективности педагогического взаимодействия. Позитивное взаимодействие реализуется в форме диалога, предполагающего не только стремление к сотрудничеству, но и психологическую готовность ко встрече со смыслом Другого, безоценочную реакцию к получаемой от него информации, обмен смыслами с другими собеседниками, благодаря принятию множественности других точек зрения. Внутренним механизмом включения личности в полисубъектный диалог является понимание другого человека, умение почувствовать, «прочитать» путем постижения смысла проявлений его жизни. Это удается далеко не всегда и организация позитивного взаимодействия дело непростое. Она требует отказа от методов манипулятивной педагогики и освоения технологий позитивного педагогического взаимодействия, экологичных, биоадекватных, позволяющих раскрыть механизмы резонирования как механизмы отражения и постижения действительности.
 

      Педагогическое взаимодействие... Эта тема в педагогике не нова, но до сих пор актуальна. Новыми являются подходы к решению проблем педагогического взаимодействия, ориентированные на формирование потребностей в самопознании, в стремлении изменять себя в быстро изменяющемся мире на основе знаний о природе, в умении взаимодействовать с окружающим миром. Формирование этих потребностей и их удовлетворение является важнейшим условием реализации концепции образования для устойчивого развития, основных идей теории ноосферного образования, являющегося стратегическим ресурсом планеты и достижения столь желаемого педагогического результата. Для меня таковым в первую очередь является умение ученика строить позитивные отношения с миром, размышлять и задавать вопросы адекватно ситуации, выбирать и нести ответственность за собственный выбор, быть активными, но более всего – любить природу. Любить себя, как ее часть; любить ближнего и дальнего, поскольку экологический закон Б. Коммонера гласит: «Все связано со всем». Поэтому «зоной ближайшего развития» своих учеников считаю развитие чувства любви, которой так не хватает в современной жизни и на его основе – воспитание нового поколения родителей – конгруэнтных, эмпатийных, толерантных, любящих жизнь и понимающих законы развития живых систем различного уровня сложности (начиная с себя и ближайшего окружения) для того, чтобы в будущем желать детей и уметь их растить с минимальным психофизическим напряжением. В настоящее время кризиса идеалов, без явных ориентиров учителю чрезвычайно сложно воспитывать своих учеников. Лев Гумилев считал, что без идеалов этносы погибают. Учителям биологии в этом плане несказанно повезло. Для нас таким базовым идеалом вселенского масштаба является любовь к природе, жизни, на основе которого может строиться мировосприятие и мировоззрение.
       Так как для меня важнейшей ценностью являются дети, любящие жизнь и умеющие строить отношения, то содержание предмета (биологии, экологии, психологии) я рассматри-ваю как материал, который помогает маленькому человеку взрослеть, и находить ответы на главные вопросы: - в чем смысл жизни, - почему все в мире так, а не иначе, - что со мною происходит, - возможно ли изменить мир? К примеру, на последний вопрос я отвечаю: «Попробуй вначале изменить себя хоть немного, прямо здесь и сейчас», и объясняю, как это можно сделать. При этом я использую технику свободных ассоциаций, мини – тренинги, REAL – методику, а также проектировочные технологии педагогического взаимодействия, максимально способствующие развитию гармоничного и целостного мышления учащихся. Такое мышление формируется в результате ноосферного развития, представляющего собой «осознанно управляемое, ценностно ориентированное соразвитие человека, общества и природы» и означает «сознательный выбор человека в пользу экожиз-ни, позиции «я в природе», осознания своего места и, наконец, сотворчества человека и природы» (Н.В. Маслова).
     Проектирование ситуаций эффективного взаимодействия, где идет постоянная «диагностика - коррекция - деятельность» и необходимо согласование целей и ценностей всех субъектов образования, участвующих в системе урока или внеклассного мероприятия – дело не простое, но реальное. Оно под силу современному учителю, если он того захочет. Так же как и ученику под силу изменять себя, важно, чтобы он того захотел. Отсюда проблема мотивации, поиск тех мотивов, которые могут заинтересовать учеников, увлечь их учебным процессом. Мне думается, что мотив «развития себя любимого» актуален для учеников и важен для педагогов, потому что развитие личности, реализация индивидуального потенциала, заложенного природой в каждом ученике – это и мечта, и цель, и педагогический результат, даже если это осуществляется в небольшой степени. Использование проектировочных технологий в педагогике позволяет связывать «факты настоящего с возможностями будущего» (Д. Джонс). Факты настоящего в моей педагогической деятельности определяются теми принципами, которых я стараюсь придерживаться в своей работе, и обозначаю их как «Учительское право».

Учитель имеет право:
1. Учить, если сам постоянно учится.
2. Воспитывать творческую личность, если сам в состоянии что-либо создавать.
3. Быть требовательным, если требователен и строг к себе.
4. Иметь успешных, организованных и результативных учеников, если сам стремится формировать в себе эти качества.
5. Рассчитывать на понимание своих учеников, если в состоянии понимать других. Понимание определяется желанием и умением почувствовать себя на месте ученика, взглянуть на проблему его глазами. Это возможно, если есть внутреннее чувство своего равенства с учеником, равенства, обусловленного тем, что оба принадлежим к роду человеческому и оба не вечны.

Copyright: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Верстка: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова, Валерия Амирова

Москва, 2004