RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕИ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ - 3

 

Елена Александровна Марковская
кандидат педагогических наук
директор Научно-методического Центра
Кировского района Санкт-Петербурга

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ
В КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РАЙОНА

В настоящее время требуется системное осмысление профессионализма педагога XXI в., чтобы объективно оценить его место в российском обществе на рубеже тысячелетий, выявить степень его готовности к модернизации системы образования. Это осмысление на основе интеграции философских, социологических и психолого-педагогических методов изучения педагогов как специфической социально - профессиональной группы позволит выявить заинтересованность социума в поддержании и развитии педагогического профессионализма как условия прорыва в будущее, благодаря свободной деятельности педагога - профессионала.  

     На становление профессионализма влияют не только индивидуальные особенности учителя, но и особенности окружающей его образовательной среды. Понятие «образовательная среда» отражает комплекс взаимосвязанных условий, обеспечивающих образование человека. Образовательная среда призвана создать комфортные условия обучения. Поэтому рассмотрение феномена «комфортная образовательная среда» позволяет не только обеспечить общую положительную направленность образовательного пространства, но и включить эмоциональную составляющую в образовательный процесс, который влияет на успешное развитие профессионализма педагогов. Таким образом, необходимо удовлетворить потребность педагога в комфортном общении, позволяющем развивать и совершенствовать его профессионализм. Развитию профессионализма педагогов будет способствовать создание образова-тельной среды района:
 как среды психолого-педагогического и методического сопровождения;
 как среды, комфортной для педагогов;
 как среды, создающей условия для самосовершенствования личности.
      Развитию комфортной образовательной среды будет способствовать создание службы сопровождения педагогов адекватной целям образовательного процесса. Комфортная образовательная среда ориентирует педагогов на совершенствование коммуникативных умений, создает у них успешную мотивацию на развитие личностных и профессионально значимых качеств.
       Мы понимаем профессионализм учителя как высокий уровень его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социально востребованную подготовку подрастающего поколения к жизни. Учитель-профессионал – это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей работы.
    Главным фактором достижения профессионализма учителя должен стать процесс самосовершенствования. Профессионализм позволяет педагогу, достигнув состояния осмысленности, начать движение к состоянию осознанности, т.е. к накоплению конкретных знаний и постижению сути профессии, а в финале совершить переход в состояние умелости, осуществимости того, что осмыслено и осознано. Профессионализм учителя не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он проявляется каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь межличностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению. Профессионалом можно стать только в том деле, которое способно раскрытию индивидуального жизненного смысла. Под смыслом понимается процесс и переживание. Это то, что находится вне досягаемости интеллекта, но, тем не менее, доступно опыту непосредственного переживания.
     Переживание не следует путать с эмоциями или ощущениями. Смысловое переживание - это намного более емкая (чем обычная эмоция) грань опыта, в которой как бы сплавлены самые разные, но внутренне авторитетные для данного человека эмоциональные и ментальные восприятия, пронизывающие глубинную суть его жизни во всей её взаимосвязи с Бытием. Смысл может проявляться:
 как процесс соответствия самому себе и Миру, что субъективно переживается как счастье и предельная полнота жизни;
 как основная, приоритетная ценность, определяющая жизненный путь человека (независимо от того - осознаёт он её или не осознаёт);
 как энергия вдохновения.
     Любое действие влияет на того, кто его совершает. Среди огромного числа потенциально возможных действий, существуют такие, которые приближают данного человека к переживанию смысла. Когда человек нащупывает, в результате этих действий, ниточку, связывающую его со смыслом, это сопровождается, как правило, вдохновением, что дает прилив сил и энергии. Это, в свою очередь, позволяет реализовать и воплощать поток раскрывающегося смысла. Энергия и силы появляются оттого, что человек, в моменты переживания смысла Целостен и внутри него отсутствуют конкурирующие и противоречивые мотивы, ценности и устремления.
    Одним из необходимых для профессионализма условий является максимум энергии (от количества и способности, фокусировать которую зависит качество работы). Энергия - характеристика объекта, отражающая меру его возможностей для совершения действия. Существуют также действия, которые отдаляют человека от переживания смысла (а, следовательно, целостности и единства), что влечет за собой усиление внутреннего конфликта между противоречивыми мотивами и ценностями, что, естественно, создает отток сил и энергии. Итак, с одной стороны, профессионализма можно достичь в процессе реализации смысла, а с другой стороны, сам этот смысл реализуется через некую деятельность, в которой человек становится профессионалом.
     Потребность в развитии профессионализма возникает у педагогов, когда они ставят новые цели, меняют характер деятельности, знакомятся с достижениями науки и практики. При определении факторов влияющих на развитие профессионализма рассматривается специально-предметная, методическая и психолого-педагогическая подготовка учителя. Критериями профессионализма могут выступать достоинства и достижения педагогов, связанные с компонентами учебного процесса.
    Показателем эффективности работы школы служит оптимальная для развития ребенка и педагога образовательная среда, которая включает: совокупность образовательных технологий, управление учебно-воспитательным процессом, эмоциональный климат, внеурочную деятельность. Образовательная среда выступает объективной предпосылкой развития личности, и в то же время она ей создается, а как часть социокультурной среды представляет совокупность образовательных и социальных институтов. Поэтому в становлении профессионализма педагогов проявляются не только индивидуальные особенности учителя, но и особенности социокультурной среды. Образовательную среду можно рассматривать как гуманитарную, представляющую собой культурно–образовательное пространство с приоритетом гуманистически–нравственных ценностей, обладающей целостностью, автономностью и открытостью. Образовательная среда включается в совокупность условий жизнедеятельности педагога, поэтому её развитие влияет на развитие каждого отдельного педагога.
     Для нашего исследования определенный интерес представляет методика векторного моделирования образовательной среды, предложенная В.А.Ясвиным. Автор предлагает строить векторную модель образовательной среды в системе координат, состоящей из двух осей: ось «свобода – зависимость» и ось «активность – пассивность». Он предлагает четыре базовых типа образовательной среды: «догматическая», «карьерная», «безмятежная», «творческая». Догматическая среда – характеризуется преобладанием авторитарных методов воспитания, жесткой дисциплиной, преклонением перед устоявшимися традициями. Личность формируется пассивная и зависимая. Безмятежная среда - характерны покой и беззаботность, сопровождаемые приветливостью и добротой к учащимся, но без требовательности. Личность формируется относительно независимая, но пассивная. Карьерная среда – ориентирована на различные внешние проявления, а не на внутреннее содержание образовательного процесса. Холодная расчетливость может сопровождаться соответствующим упорством в достижении поставленных целей. В данной среде формируется хотя и активная, но зависимая личность. Творческая среда – высокая внутренняя мотивированность деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением. Здесь формируется свободная и активная личность. Важнейшим условием формирования творческой среды является отсутствие в группе авторитарного лидера, который навязывает другим свою точку зрения, игнорируя мнения других. Творческая среда является неустойчивой.
    Образовательная среда - понятие, которое широко используется при обсуждении и изучении проблем образования (И.А. Баева, В.Г. Воронцова, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин и др.), но как нам, кажется, при этом недостаточно уделяется внимания организации образовательной среды именно района и роли районной образовательной среды для решения проблемы развития профессионализма педагогов. Поэтому мы рассмотрели результаты эксперимента по выявлению условий, способствующих развитию профессионализма педагогов в образовательной среде района, которую можно считать комфортной.
     Суть эксперимента по изучению деятельности службы сопровождения педагогов для развития их профессионализма состоит в научной и практической отработке механизмов интеграции родственных по духу и целям служб – методической и психолого-педагогической. По нашему мнению, именно двухстороннее сопровождение учебного процесса позволит создать комфортную образовательную среду района. В эксперименте принимали участие 216 педагогов и администрация школ Кировского района, а также методисты и педагоги-психологи Научно-методического Центра. Исследование показало, что создание районной службы сопровождения педагогов может изменить психолого-педагогические условия, это приведет к созданию комфортной образовательной среды района, где обеспечено полноценное профессиональное взаимодействие, ориентиром которого является интересы педагога, а критерием эффективности – рост их профессионализма. Был проанализирован уровень профессионализма педагогов. Средний стаж работы педагогов - 13,9 лет. Для данной выборки характерным является высокий уровень образования: учителя с высшим образованием составляют 82%. Ставку и больше учебной нагрузки имеют 97% учителей, классное руководство - 78%. Эти данные свидетельствуют о большой физической и психической нагрузке педагогов. Рассматривая отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, можно заметить, что за годы работы в школе у 18% учителей отношение к своей профессии изменилось в лучшую сторону, у 42% - осталось прежним и у 40% - изменилось в худшую сторону. Это означает, что у 40 учителей из 100 с момента начала работы происходит ослабление профессиональной мотивации, утрачиваются направленность и интерес к педагогической профессии. Одним из важнейших источников неудовлетворенности работой учителя называют перегрузку, связанный с ней низкий уровень организации труда, низкую заработную плату. Педагоги считают, что их работа нужная и важная, но почти не пользуется уважением в их окружении, хотя достаточно объективно оценивается администрацией школ.
    Качественный и количественный анализ полученных данных в результате эксперимента и их содержательная интерпретация позволили нам уточнить понятие профессионализма педагогов, критерии, уровни и этапы его развития.
     Как показало исследование, профессионализм педагогов основывается на методических, психолого-педагогических, дидактических, коммуникативных, организационных и ситуационных умениях педагогов, отражающих его мастерство, и включает такие свойства личности, как порядочность, тактичность, полная самоотдача и большая трудоспособность.
Нами выделены критерии профессионализма педагогов объединенные в следующие группы:
личностные критерии:
 психологический (отсутствие психологического насилия в работе (манипуляций), знание психологии),
 эмоциональный (любовь к детям, к работе, эмоциональная устойчивость; хорошие отношения со всеми учениками),
 коммуникативный (понимание),
 рефлексивный (самоконтроль, рефлексия собственной педагогической деятельности).
учебно-методические критерии:
 когнитивный (совершенное владение предметом деятельности),
 продуктивный (издание педагогической литературы, изготовление пособий),
 результативный (высокий уровень знаний и воспитанности учащихся),
 методический (успешное применение на практике разнообразных методик обучения).
педагогические критерии:
 деятельностный (поисковый) (поиск и внедрение новых форм работы),
 креативный (творчество учителя),
 профессиональный (терпение, настойчивость, объективность, организаторские способности).
     Исследование позволило выделить в процессе развития профессионализма педагога следующие типичные уровни, условно названные нами:
 «Студент» - репродуктивный (начальный) уровень (сознательный выбор учебного заведения педагогической направленности, овладение теоретическим уровнем знаний, ознакомление с методиками обучения, получение образования);
 «Начинающий учитель» - практический уровень (во время работы) (накопление умений и опыта, перевод умений в навыки, освоение методических приемов, учебных программ);
 «Специалист» - поисковый уровень (максимальный арсенал знаний, навыков, технологий, которыми педагог владеет, а также опыт практического применения всех знаний и навыков);
 «Профессионал» - творческий уровень интеграции специальных знаний с определенным уровнем личностной зрелости, что невозможно без изучения, исследования и постижения самих себя (разработка своих методик, передача опыта другим педагогам);
 «Мастер» - интеграция личностной зрелости и профессионализма (мастер - это педагог, интегрировавший в себе профессиональный опыт и проявивший в результате этого свой почерк, новое качество этого опыта, получивший возможность владеть этим качеством, воспроизводить его и передавать это качество другим).
     Педагогическое мастерство можно рассматривать как дар, как состояние, в котором отражено стремление создавать новую педагогическую реальность, способность действовать на нормативном (ремесло) и высшем креативном (искусство) уровнях. В таком виде педагогическое мастерство предоставляет педагогам широкий спектр выбора способов бытия в профессии. Педагогическое мастерство есть просветление сознания в отношении смысла жизни, образования детей, воспитания сознательного отношения к себе и к жизни. Настоящий учитель, Мастер отличается от посредственного учителя тем, что всегда чувствует ответ на своё воздействие. Этот ответ подсказывает, что и как делать дальше. Ребёнок - это постоянно меняющийся мир; это не застывшая единственная данность, каждую секунду бытия он разный. Сколько детей (в классе) - столько миров, каждый ребёнок (педагог) живёт в собственном мире. На какие-то «секунды» миры схлёстываются, влияют друг на друга, затем расходятся. Настоящий учитель, Мастер должен быть чутким, должен чувствовать влияние этих миров друг на друга, поэтому, магический уровень мастерства это одухотворение своего дела, становление через это дело целостным, т.е. гармонизация своей работы, себя самого и Мира. Выход на уровень Мастера осуществляется как следствие интеграции личностной зрелости и профессионализма, трансформации профессиональной парадигмы через себя, с появлением нового качества в себе и Мире. Мастер – педагог, интегрировавший в себе профессиональный опыт и проявивший в результате этого свой почерк – новое качество этого опыта, получивший возможность владеть этим качеством, воспроизводить его и передавать это качество другим. Данное определение отражает высшую степень профессионализма в профессии педагога.
      На каждом уровне педагог проходит ряд этапов: постановка цели; привлечение средств для достижения цели; реализация цели, внесение нового в деятельность; переосмысление цели.
        Мы считаем, что условиями развития профессионализма педагогов являются:
Внешние условия:
 создание комфортной образовательной среды района,
 деятельность районной службы сопровождения.
Внутренние условия (работа педагога по самосовершенствованию):
 мотивация педагога на развитие личностных и профессиональных качеств;
 мотивация на профессиональное самосовершенствование;
 удовлетворенность педагога рабочим состоянием;
 педагогическая коммуникация.
В результате исследования установлено, что наличие или отсутствие данных условий оказывает влияние на развитие профессионализма педагогов.
       Мы также представляем процесс и результаты эксперимента по изучению деятельности службы сопровождения педагогов для развития их профессионализма и формирования комфортной образовательной среды района. Эксперимент проводился на базе Научно-методического Центра и школ Кировского района Санкт-Петербурга. Изучение образовательной среды района проводилось в трех направлениях: экспертиза образовательной среды района; определение комфортности образовательной среды района; выявление динамики эмоционального состояния педагогов.
    Экспертиза образовательной среды района включала определение общей направленности образовательного процесса и оценку его организации по 10 параметрам (методика В.А. Ясвина). Приведенные показатели, содержащие достоверные различия в состоянии параметров образовательной среды, могут рассматриваться как объективный критерий, подтверждающий эмпирические результаты нашего исследования.
       В оценке общей направленности образовательной среды района наблюдается расхождение во мнениях учителей: 10 % - считают среду района типичной карьерной, где происходит развитие педагогического профессионализма, педагоги достаточно активны и мотивированы, чтобы брать из среды то, что им предлагается и даже несколько больше; 30% - характеризуют среду района как карьерную среду активной зависимости, способствующую развитию высокой степени зависимости и сравнительно низкой активности; 60% - определяют среду района как типичную творческую среду, отмечая, что они свободны, активны, способны не только использовать предлагаемые, но и самостоятельно организовывать для себя новые развивающие возможности. Количественные параметры дают представление о степени органи-зации образовательных возможностей образовательной среды района (рис. 1):
Рис. 1
Результаты экспертизы образовательной среды района.
 

 Широта – структурно-содержательная характеристика, показывающая, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в образовательную среду. Показатель широты образовательной среды района выражен средне, очевидно, что возможности, которые предоставляет район для развития учащихся достаточно высокие, но не все педагоги активно используют их в своей работе.
 Интенсивность - структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями. Показатель интенсивности выражен средне, это показывает, что педагоги образовательных учреждений района предоставили для учащихся достаточный выбор различных занятий.
 Осознаваемость - показатель включенности всех субъектов образовательного процесса. В целом осознаваемость не является выраженной для образовательной среды района.
 Обобщенность - характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной системы. Сравнительно высокий уровень обобщенности образовательной среды района указывает на формирование в настоящий момент стратегии и концепции развития школ, складывающуюся команду единомышленников, значительную включенность учителей в образовательный процесс. Большую помощь в осмыслении деятельности школ района оказывает педагогам районная служба сопровождения Научно-методического Центра.
 Эмоциональность - характеризует соотношение эмоционального и рационального компонентов. Эмоциональность соотносится с типом модальности среды. Показатель эмоциональности ниже среднего, очевидно, это можно объяснить типом образовательной среды района – карьерным и творческим (смотри выше).
 Доминантность - характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Сравнительно высокий показатель доминантности говорит о значимости образовательной среды района для педагогов.
 Когерентность (согласованность) - показывает степень согласованности влияния на личность данной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности. Показатель когерентности ближе к среднему – это свидетельствует о наличии в районе достаточно благоприятного эмоционального фона, о занятости учащихся, а также об ориентации школ на потребности района, стремлении к интеграции на социальном уровне.
 Социальная активность - является показателем социально-ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания. Социальная активность является самым низким показателем, это позволяет предположить низкую степень социализации школ района, которые выступают в роли социального потребителя, не готовя на современном уровне активных членов общества, то есть выпускники школ не готовы к самостоятельной социальной жизни.
 Мобильность - характеризует способность к ограниченным эволюционным изменениям. Показатель мобильности выражен выше среднего, это показывает на хорошую адаптацию школ к общественным изменениям.
 Устойчивость - характеризует стабильность во времени. Устойчивость является значимым показателем, это позволяет говорить о том, что в районе сложились устойчивые коллективы педагогов и стабильная школьная администрация.
     Данные экспертизы образовательной среды района в результате проведения формирующего эксперимента позволяют заметить динамику в показателях обобщенности, эмоциональности и мобильности. Эти данные позволяют предположить, что служба сопровождения педагогов оказывает большое влияние на координацию образовательной деятельности всех образовательных учреждений района, это приводит к увеличению комфортности районной образовательной среды и повышает возможности педагогов для развития профессионализма.
    Районная образовательная среда имеет определенную территорию и высокую концентрацию образовательных учреждений, что позволяет полноценно удовлетворять потребности развития, социализации и культурной идентификации учащихся и тем самым обеспечивать им комфортность обучения. В качестве организационной структуры, способствующей решению этих задач, выступает образовательная система района, включающая в себя образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и Научно-методический Центр. Одной из задач этих организационных структур является создание условий и возможностей для поддержания комфортности образовательной среды. Единая образовательная среда района воплощает образовательную политику по сохранению и укреплению физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На районном уровне - эту политику реализует служба сопровождения педагогов, именно она способствует созданию комфортной образовательной среды района, а на уровне школы – комфортной образовательной среды школы, которые обеспечивают условия каждому педагогу по развитию профессионализма.
      Комфортность можно рассматривать и как возможность удовлетворения потребностей личности. Следовательно, качество комфортной образовательной среды, с одной стороны, определяет способность этой среды обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей, а с другой, создает определенные условия для развития всем участникам образовательного процесса. Комфортная среда позволяет удовлетворить потребности:
 физиологические. Это соответствующий уровень санитарно-гигиеничесих норм: свет, тепло, питание, медицинские услуги, уровень шума, чистота, а также грамотная организация режима дня, уровня учебной нагрузки.
 в безопасности – защита всех участников образовательного процесса от физического, психологического и социального насилия.
 в общении - привязанность и причастность к группе, педагогическому коллективу. Эффективным методом развития групповых норм может стать групповой психолого-педагогический тренинг, работа в проблемных группах. Главное – это организация групповой рефлексии в комфортной образовательной среде.
 социальные (в уважении, признании, общественном одобрении). В результате работы службы сопровождения педагогов целенаправленно осуществляется социальная поддержка педагогов в районной образовательной среде.
 в овладении все более высоким уровнем профессионализма. Комфортная образовательная среда района создает условия, когда каждый педагог ощущает общественную поддержку своей деятельности, и в то же время несет ответственность за ее качество.
 в самоактуализации личности может быть обеспечена комфортной образовательной средой в результате организации всех возможностей развития педагогов.
     Таким образом, комфортная образовательная среда района - это среда взаимодействия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием личностно ориентированного подхода к деятельности участников образовательного процесса и влияющая на эмоционально-личностные и коммуникативные проявления ее субъектов. Особенностью комфортной образовательной среды является способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного развития и самосовершенствования. Комфортная образовательная среда района рассматривается как внешнее условие развития профессионализма педагогов. Итак, критериями качества комфортной образовательной среды являются: ее референтная значимость (отношение педагогов к образовательной среде района); степень ее влияния на удовлетворенность педагогов возможностью личностного развития; восприятие образовательной среды как комфортной. Выделены следующие показатели для анализа этих критериев:
       Показатель отношения к образовательной среде района. Анализ полученных данных показывает, что до эксперимента большинство педагогов позитивно относятся к образовательной среде района (77%). Негативное отношение принадлежит педагогам, которые собираются уходить из системы образования (6%). После эксперимента наблюдается положительная динамика позитивного отношения у педагогов к образовательной среде района (87%). В группе уменьшилась процентная составляющая нейтрального отношения (с 17 до 13%) и отсутствует негативное отношение. Это означает, что повысилась референтная значимость образовательной среды района для педагогов.
       Удовлетворенность педагогов образовательной средой района мы исследовали, исходя из возможности удовлетворения потребностей личности: общение с учителями; общение с учениками; эмоциональный комфорт; возможность высказать свою точку зрения; возможность уважительного отношения; возможность сохранения личного достоинства; возможность обратиться за помощью; возможность проявлять инициативу, активность; возможность получения помощи; внимание к личным проблемам и затруднениям.
Были выделены основные характеристики образовательной среды района до эксперимента и после в оценке педагогов. До эксперимента наиболее важными характеристиками образовательной среды района являются «Общение с учителями», «Общение с учениками», «Эмоциональный комфорт», «Возможность уважительного отношения». Это свидетельствует о том, что ключевыми условиями комфортной образовательной среды района для педагогов являются взаимоотношения с коллегами и учениками, уважительное отношение к собственной личности. Наименее выражен показатель «Возможность получения помощи», что говорит о неудовлетворенности педагогов оказываемой им помощью.
       В результате эксперимента можно заметить четкую тенденцию увеличения значения всех характеристик образовательной среды района. Особенно возросли показатели «Сохранение личного достоинства», «Возможность обратиться за помощью», «Возможность проявлять инициативу, активность», «Возможность получения помощи». Общий индекс удовлетворенности образовательной средой района возрастает с 16,49 баллов до 25,11. Из этого можно сделать вывод о том, что удовлетворенность педагогов образовательной средой района в результате деятельности районной службы сопровождения педагогов по формированию комфортной образовательной среды района увеличивается.
        Комфортность образовательной среды района рассматривается как показатель, обуславливающий отношение педагогов к образовательной среде. На фоне в целом положительного отношения педагогов к образовательной среде района показатель комфортности находится на среднем уровне. Это определяется тем, что именно деятельность учителей связана с непосредственным общением со всеми категориями участников образовательного процесса. Содержание деятельности педагогов предполагает постоянное внимание к состоянию субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность: надо всматриваться, вслушиваться, со-переживать, сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки. До эксперимента наименее комфортно учителя чувствовали себя с учениками, затем с администрацией и наиболее комфортно с коллегами по работе. После эксперимента наименее комфортно учителя чувствовали себя с администрацией, а наиболее комфортно с коллегами по работе.
    Важной характеристикой образовательной среды района становится динамика эмоционального состояния педагогов, выявляемая в результате диагностики синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). До эксперимента, у педагогов фазы СЭВ находятся в стадии формирования. Очевидно, сказывается работа с трудным контингентом, поэтому учителя пытаются оградить себя от неприятных впечатлений, также это может объясняться напряжением перед предстоящей аттестацией школ. После эксперимента в образовательной среде района происходит заметное снижение уровня развития всех фаз СЭВ. Это, безусловно, можно отнести к позитивным изменениям в эмоциональной сфере педагогов, которая, реагируя на позитивные изменения в образовательной среде района, приводит к повышению комфортности.
   Увеличение комфортности образовательной среды района свидетельствует, что педагогам предоставляется возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, свободно пользоваться источниками информации, высказывать и аргументировать свое мнение, не боятся ошибок, то есть, использовать все возможности, предоставляемые образовательной средой района. Следовательно, через улучшение показателей комфортности районная образовательная среда становится важным фактором, регулирующим эмоциональное состояние педагога. Комфортная образовательная среда района становится условием сохранения педагогов от стресса и предоставляет возможность для всестороннего развития их личности.
      На улучшение комфортности образовательной среды района была направлена деятельность районной службы сопровождения педагогов, объединяющей работу двух отделов НМЦ – методического и психолого-педагогического. Теоретической основой интеграции методического и психолого-педагогического сопровождения развития профессионализма педагогов стал целостный подход к человеку, на котором строится гуманистическая парадигма образования, и идеи Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Из этого следует, что опосредованный характер развития требует выяснения адекватных возможностям педагогов внешних средств (образовательная среда) и внутренних способов предметной и умственной деятельности (мотивация на самосовершенствование и развитие профессионализма педагогов). Служба сопровождения осуществляет индивидуальное сопровождение личностного и профессионального развития педагога. Это сопровождение включает: фокусировку внимания на развитии профессионализма педагога; помощь педагогу через обучение самостоятельному решению проблем; ориентацию педагога на предупреждение проблем путем создания прочных ориентиров достижений и успеха.
      Под сопровождением мы понимаем комплексный метод, состоящий из диагностики существа возникших проблем; информирования о путях их решения и помощи на этапе реализации. Методическое и психолого-педагогическое сопровождение педагогов включает систему взаимодействия специалистов НМЦ с педагогами школ по развитию их профессионализма в образовательной среде района. Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента позволил получить подробную информацию о методическом и психолого-педагогическом сопровождении педагогов, происходившем в ходе создания службы сопро-вождения. Из таблицы 1 видно, что деятельность службы эффективна и позволяет качест-венно сопровождать педагогов, нацеливая их на развитие профессионализма.
Табл. 1
Методическое и психолого-педагогическое сопровождение педагогов
 

Реальная ситуация 1998 – 99

учебного года

Причины несоответствия проектируемой и реальной ситуации

Реальная ситуация 2001 - 02

учебного года

Проектируемая ситуация: Осуществление методистом личностно ориентированного подхода к педагогам своей образовательной области, т.е. учет их интересов и потребностей, помощь в решении профессиональных проблем, привлечение к методической работе широкого круга талантливых педагогов

Не всегда методисты учитывают интересы педагогов. Необходимо провести анкетирование для выявления проблем педагогов

Недостаточный срок работы методистов по обобщению опыта, нет системы отслеживания потребностей педагогов

Интересы и потребности педагогов учитываются. Методист в работе опирается на руководителей групп, есть возможность оказать помощь каждому педагогу

Проектируемая ситуация: Интеграция деятельности методистов, педагогов-психологов, администрации школ, социального педагога, классного руководителя, воспитателя ГПД для создания службы сопровождения

Служба сопровождения находится в стадии разработки. Отрабатывается функционал работников. Разрабатывается структура деятельности работников службы

Большой объем работ, нужны специалисты для создания службы сопровождения в каждой школе. Не во всех школах есть школьные психологи и социальные педагоги

Создано положение о службе сопровождения, разработана структура деятельности работников, функционал работников отработан. Служба осуществляет психологическую помощь школам

Проектируемая ситуация: использование активных форм обучения педагогов, тренингов, деловых игр, обучение педагогов рефлексии

Активные формы обучения педагогов мало используются, нет обучения рефлексии

Более привержены к традиционным формам обучения педагогов. Недостаточная компетентность работников в использовании активных форм обучения

Используются активные формы обучения: тренинги, круглые столы, семинары, конференции.

Организованы курсы по здоровьесберегающим технологиям, проводится обучение рефлексии


     Развитие профессионализма происходит через сочетание опыта работы педагога и его дальнейшего образования. Повышение квалификации педагогов есть процесс их профессионального совершенствования, развития творческого потенциала, необходимого для решения проблем современной школы. Задача службы сопровождения - содействовать этому на основе личностно ориентированного подхода, исходя из интересов и возможностей педагогов. Процесс профессионального совершенствования педагога личностный (через самосовершенст-вование и рефлексию), но становится более эффективным, когда происходит в комфортной образовательной среде. Для педагогов характерны следующие направления совершенствования профессионализма в образовательной среде района: регулярное повышение квалифика-ции; подготовка и участие в процедуре аттестации; участие в конкурсе педагогических достижений; участие в семинарах, проблемных группах, педагогических чтениях и конференциях для педагогов; посещение консультаций у методиста и педагога-психолога.
      Служба сопровождения принимает участие в формировании и развитии образовательной среды района в трех направлениях: 1) непосредственная деятельность по развитию комфортной образовательной среды для педагогов; 2) опосредованное участие в создании школьных образовательных сред (через создание школьных служб сопровождения); 3) опосредованное участие в образовательной среде города (взаимодействие с различными образовательными учреждениями). Специалисты службы сопровождения проводят диагностику в масштабе образовательной среды района: изучают комфортность образовательной среды и психологический климат в педагогических коллективах школ района. В результате формируется пакет методик по различным направлениям, это позволяет получить статистические данные по району в целом, сравнительные данные по школам разного профиля, определить уровень комфортности образовательной среды. По результатам диагностики выявляется перечень проблем образовательного процесса, и разрабатываются рекомендации по их решению.
         Критериями эффективности работы службы сопровождения являются:
 Количественные параметры: число проведенных методических мероприятий, открытых уроков, тематических педсоветов, занятий проблемных групп, посещение мероприятий учителями, проведенных психологических тренингов и др.
 Качественные параметры - изменения на личностном уровне педагога: рост профессионализма; облегчение адаптации новых работников в школе; сохранение способности педагогов к самосовершенствованию на протяжении всего времени работы в школе.
 Качественные параметры - на уровне отношений методист (педагог-психолог) – учитель: удовлетворенность учителей содержанием и формами методической и психолого-педагогической работы; постоянное внимание методиста (педагога-психолога) к учителю как фактор стимулирования его дальнейшего профессионализма; качественно организованный методистом (педагогом-психологом) процесс изучения и анализ уроков.
       Результатом работы службы сопровождения должно стать достижение педагогами определенного уровня профессионализма. Определить нужные цели, содержание, методы и формы сопровождения методист может, исходя из анализа деятельности педагога, в этом ему оказывают большую помощь педагоги-психологи. Нельзя поставить перед педагогом задачу перехода на следующий уровень профессионализма, если он еще не освоил тот уровень, на котором находится. Цели, которые ставятся в ходе сопровождения, должны быть реальны и достижимы, только тогда достижение этих целей будет продвигать педагога по пути профессионализма.
     Мы предлагаем рассмотреть особенности сопровождения педагогов на разных уровнях развития профессионализма (смотри таблицу 2).
Табл. 2
Особенности сопровождения педагогов (уровни развития профессионализма)
 

 

Начинающий учитель

Профессионал

Мастер

Цель сопровождения Развитие педагога–специалиста Развитие педагога–профессионала Развитие педагога–мастера
Мотивы развития педагогами профессионализма Желание работать профессионально, разобраться во всех тонкостях профессии Поиск эффективных педагогических средств, стремление к совершенствованию методических приемов Потребность в самосовершенствовании через профессиональный рост
Деятельность педагога Практическая Поисковая Творческая
Организация сопровождения Обеспечение педагога образцами педагогической деятельности Помощь педагогу в самосовершенствовании Создание среды для творчества педагогов
Взаимоотношения: методист – педагог, психолог - педагог Руководство Совместная деятельность Сотрудничество
Планирование сопровождения Планирует методист (психолог), педагог корректирует и утверждает Совместное планирование на основе диагностики и самоанализа Самостоятельное планирование на основе самодиагностики и самоанализа
Освоение педагогического опыта Освоение отдельных педагогических и психологических приемов, методик Освоение педагогических и психологических технологий Создание на основе теории собственного педагогического опыта
Включенность и самостоятельность педагога Невысокая, осуществляется под руководством методиста (психолога) Высокая, самостоятельно пытается освоить новые формы работы Самосовершенствование через педагогическую деятельность
Контроль Методист (психолог) Совместный Самоконтроль

      Таким образом, комфортная образовательная среда района, которая создается в результате деятельности районной службы сопровождения, может рассматриваться, как внешнее условие развития профессионализма педагогов.
     Рассмотрим внутренние условия развития профессионализма педагогов, которые мы исследовали по предложенной нами методике «Развитие профессионализма педагогов». Внутренними условиями (работа педагога по самосовершенствованию) являются: мотивация педагога на развитие личностных и профессиональных качеств; мотивация на профессиональное самосовершенствование; удовлетворенность педагога рабочим состоянием; педагогическая коммуникация.
      Мотивация педагогов на развитие личностных и профессиональных качеств (работа педагога над собой) включает следующие уровни:
 отрицательный - работа воспринимается как обуза, как тяжелая необходимость;
 пассивный - позиция конформиста («я как все»);
 средний - заинтересованность работой, периодическое новаторство, иногда - обучение;
 повышенный – увлеченность, активный поиск новой информации, энтузиазм;
 высокий - педагог живет работой; вдохновение, видение смысла через деятельность.
         Анализ данных показал, что у педагогов преобладает средняя (с 6,78 до 7,5 баллов) и повышенная (с 6,59 до 6,68 баллов) мотивация. К положительной тенденции результатов эксперимента следует отнести увеличение среднего показателя мотивации (с 6,78 до 7,5 баллов) и уменьшение отрицательного показателя (с 2,01 до 1,59 баллов). На развитие мотивации педагогов была направлена работа районной службы сопровождения педагогов.
        Исследование мотивации профессионального самосовершенствования показало, что после проведения формирующего эксперимента по созданию в районе комфортной образовательной среды благодаря деятельности службы сопровождения увеличилось количество педагогов, имеющих высокую степень мотивации на работу по самосовершенствованию. Педагоги в своем развитии выбирают работу в основном над интеллектуальными качествами. Совершенствованию психического здоровья уделяется намного меньше времени, и почти совсем не работают педагоги над развитием своего тела. В результате исследования мы увидели, что для педагогов наиболее важными являются мотиваторы осознания своего непрофессионализма и выраженного интереса к области знаний. Мы предлагаем к рассмотрению следующие этапы развития мотивации самосовершенствования педагогов и деятельности специалистов службы сопровождения по оказанию помощи учителю в развитии мотивации са-мосовершенствования.
Табл. 3
Этапы развития мотивации самосовершенствования у педагогов
как показатель профессионализма
 

Этапы развития мотивации

Содержание деятельности

педагогов

Формы работы педагогов

Деятельность методиста

(педагога-психолога)

Подготовительный Осознание педагогом противоречия между новым уровнем задач, стоящих перед ним, и профессиональной неготовностью к их решению. Осознание педагогом психолого-педагогических проблем. Рефлексия Анализ трудностей и проблем в работе педагога; анкетирование Диагностика существа проблемы; ознакомление учителя с существующими в методической науке и практике вариантами ее решения
Деятельностный (организация деятельности по самосовершенствованию) Поисковая активность педагога; выбор формы повышения квалификации; выбор темы самосовершенствования; планирование деятельности; выполнение программы по самосовершенствованию Консультации у методистов, посещение лекций, активное участие в семинарах, обобщение опыта Консультирование учителя; помощь в осуществлении программы самосовершенствования учителя
Итоговый (рефлексивный) Самоанализ, рефлексия, подведение итогов деятельности Диагностика и коррекция результата Диагностика результативности и при необходимости корректировка программы


      Исследование показало, что в формировании мотивации самосовершенствования у педагогов в процессе развития профессионализма реализуются этапы: подготовительный, деятельностный, итоговый (рефлексивный). Педагоги получали методическую и психолого - педагогическую помощь специалистов районной службы сопровождения. Это привело к повышению осознанности поведения у педагогов и стимулировало к повышению профессионализма.
      Развитие профессионализма и продуктивность педагогической деятельности во многом зависят от удовлетворенности педагога рабочим состоянием. Рабочее состояние - это способность педагога к сосредоточению на работе, на учащихся, к отключению от личных проблем, мыслей, эмоций. Выделим следующие уровни рабочего состояния:
 отрицательный - погруженность в личные проблемы, взвинченность или апатия, эмоциональная неустойчивость и синдром эмоционального выгорания, низкая работоспособность;
 пассивный - периодическое отвлечение на личные проблемы, неустойчивое внимание, жесткость и стереотипность реакций, не очень устойчивое эмоциональное состояние, низкая работоспособность;
 средний – переключение от личных проблем, внимание сосредоточено на работе, эмоциональная устойчивость, средняя работоспособность;
 повышенный - адекватное реагирование на ситуацию, хороший уровень внимания, эмоциональная саморегуляция, высокая работоспособность;
 высокий – принятие ситуаций, как они есть, владение вниманием и наблюдательность по отношению к малейшим нюансам в процессе работы, эмоциональная расслабленность, высокая работоспособность.
       Исследование показало, что среди педагогов отмечается высокий, повышенный и средний уровни рабочего состояния, отрицательный и пассивный уровни характерны в меньшей степени. Наблюдается некоторая переоценка своих сил, которая выражается в неадекватном выборе высокого уровня рабочего состояния, это приводит к преувеличению своих достоинств, ограничению знаний о своих недостатках; ориентации на оценку своих действий, исходящую от руководства; неспособности понять причины своих успехов и неудач. Сопровождение педагогов методистами и психологами НМЦ, стремление к повышению профессионализма ведет к увеличению мотивации самосовершенствования и позволяет поддерживать рабочее состояние педагогов на среднем и повышенном уровне. Благоприятный психологический климат в коллективе и комфортная образовательная среда стимулируют работу педагога над повышением своего профессионального уровня.
       Формирование педагогом рабочего состояния - сложный многоступенчатый процесс, включающий работу с коррекцией личных проблем, комплексы оздоровительных упражнений, работу по освобождению от жестких стереотипов восприятия и реагирования и обучение навыкам саморегуляции. У педагогов при формировании рабочего состояния встречаются разнообразные сложности как физического, так и психического плана. Наибольшие сложности у педагогов составляют проблемы со здоровьем (55,2%) и различные нерешенные проблемы (55,1%), они быстро утомляются (47,8%), им не хватает решительности и смелости (39,8%), они не уверены в своих силах и возможностях (36%), не могут самостоятельно отрегулировать свое физическое и эмоциональное состояние (33,4%), не организованы и не собраны (23,8%). Поэтому педагогам района были предложены курсы по психологии личности и здоровьесберегающим технологиям.
      Педагогическая коммуникация складывается из внутренней работы педагога с информацией и превращения ее в опыт; из передачи этого опыта учащимся, включающей два компонента: чувствительность к объекту деятельности и культуру коммуникации. В результате исследования педагоги показали преобладающий средний уровень внутренней работы с информацией, означающий способность к систематизации, стремление к научной организации собственной деятельности, возможность регулировать свое восприятие.
       Чувствительность к субъекту деятельности (ученику) у педагогов исследуемых школ повышенная, что согласуется с данными, полученными при проведении методики «Направленность личности в общении» (НЛО) (С.Л.Братченко). В межличностном общении доминирует альтероцентристская направленность, т.е. добровольная ориентация на потребности собеседника. В структуре НЛО в результате эксперимента наблюдается положительная тенденция - увеличение показателя диалогического стиля общения, направленного на сотрудничество и взаимопонимание (с 2 до 6,8%). Также представляет интерес уменьшение показателя индифферентного стиля, когда общение игнорируется (с 19,7 до 19,2 %). Можно предположить, что индифферентный стиль общения частично перешел в диалогический стиль.
    Культура коммуникации представляет собой конкретное воплощение профессионализма педагога, его мировоззренческих принципов, выработанных в процессе педагогического труда и являющихся показателями его личностной зрелости. Для педагогов исследуемых школ характерна преимущественно высокая культура коммуникации.

      Внутренние условия развития профессионализма педагогов осуществляются наиболее успешно, при наличии внешних условий, а именно развитие профессионализма протекает в комфортной образовательной среде района при обязательном участии службы сопровождения оказывающей педагогам методическое сопровождение и психолого-педагогическую поддержку. Следовательно, развитие профессионализма является результатом работы педагога по самосовершенствованию, осуществляется при участии специалистов службы сопровождения и протекает в комфортной образовательной среде района.

Copyright: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Верстка: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова, Валерия Амирова

Москва, 2004