RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕИ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ - 2

Людмила Ивановна Гущина
заместитель директора Научно-методического Центра
Кировского района Санкт-Петербурга
 

СОВРЕМЕННАЯ УЧЕБНАЯ КНИГА

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

    Одной из задач современной науки и образования является простое, экономичное представление информации. Важная роль принадлежит учебным книгам. Учебные книги создаются для учеников и должны быть ими востребованы, если мы хотим получить достойные образовательные результаты. Поэтому нельзя не учитывать мнения учащихся при проектировании и создании учебных книг нового поколения. С точки зрения современных школьников учебная книга – это:
1. Источник информации, знаний, конспект лекций, сборник тезисов, тестов, задач и практических заданий, словарь, «шпаргалка» - в этих определениях присутствует логический, рациональный подход.
2. «Печаль моей жизни», труд, скука, мучение – здесь в наличии эмоциональная оценка учебной книги.
Для определения характеристики учебников современным школьникам 6, 9, 11 классов были предложены творческие работы «Лучший учебник глазами детей» (6 кл.), «Учебная книга 21 века» (9, 11 кл.), «Учебная книга глазами выпускников» (9, 11 кл.), «Учебник для вашего будущего ребенка» (11 кл.), а также тестирование по выявлению уровня овладения учебных умений посредством самостоятельной работы с книгой, собеседование и анкетирование по выявлению критериев оценки содержания учебников. Эти задания позволили учащимся оценить абстрактный идеальный учебник и выявить критерии более и менее значимые для данного возраста.
     Анализ полученных данных позволил выявить, что в целом наибольшее одобрение учащихся всех возрастов получили вопросы, касающиеся:
1. Многообразия способов представления информации в учебной книге (4,9 баллов – 6 кл., 5,0 баллов – 11 кл.).
2. Четкости и простоты определений и терминов (4, 9 баллов – 6 кл., 4,4 балла – 11кл., из них 75% - юноши).
3. Доступности для самостоятельного изучения (4,8 баллов – 6 кл., 4,3 балла – 11кл.).
     Наименьшая оценка дана УМК, состоящему из нескольких книг (2,1 баллов). Мальчики в данном вопросе менее категоричны, больше склонны к эксперименту, девочки (92%) – консервативны, универсальны и желают всю информацию иметь в одной книге. Низкая оценка дана бесплатному школьному учебнику в 6 классе и высокая – в 9, 11 классах. Резко разделились взгляды на учебник как на сумму знаний – это наиболее предпочтительно для старших (4,7 балла), но наименее – для младших. Красочность оформления, малый объем параграфов и самой книги, игровые задания – более актуальны для 6, 9 классов, а умение выражать собственную позицию, предоставлять возможность права выбора разных взглядов, а не одной точки зрения значимы для 11 классов (3,5 баллов, 52% девушки, 48% юноши).
    В настоящее время учебник для большинства учащихся – это важнейший источник знаний, особенностью которого является адаптация текста к возможностям учащихся. Но смысл образования заключается в приобщении учащихся к подлинным ценностям культуры, её «первоисточникам». Культура – понятие сложное и совмещает в себе несколько смыслов: от латинского «превращение дикой природы в не дикую», до понятия «образование», в основе которого лежит «образ», что означает привнесение образов в необразованное сознание. Логично будет предположить, что культура с помощью образов переводит сознание человека в состояние, отличное от природного или дикого. В связи с этим усиливается роль учебной книги, способствующей формированию образов мира, которые множественны, и многие из которых являются прямыми носителями того, что мы называем культурой. Образы есть лишь восприятие одних и тех же вещей и явлений мира, у всех приблизительно одинаковы, а культуры различаются поразительно и именно потому, что эти образы по-разному связаны; это вопросы взаимосвязи, взаимодействия компонентов.
      Обращение к «первоисточникам» культуры, под которыми понимаются произведения художественной и научной литературы, произведения искусства, музейные экспозиции, общение с выдающимися деятелями культуры, политики, науки, требуют большего времени, чем изучение адаптированных текстов учебной книги. Большинство выпускников (62%, из них 42% юноши и 20% девушки) представляют учебник будущего кратким, лаконичным, конкретным, в виде систематизированных конспектов или небольших параграфов по теме с обобщением информации и выводами в конце неё. Поэтому проблема оптимизации соотношения учебников и первоисточников в содержании образования может быть частично решена при сокращении обязательного для изучения учебного материала и расширения образовательного пространства посредством обращения к художественной литературе, искусству, природе.
     Выпускники, отвечая на вопрос какой должна быть учебная книга их будущих детей выделили следующие требования:
1. Краткость информации и доступность изложения (100%)
2. Небольшой объем параграфов и самой книги (книга должна быть не тяжелой) – 80% де-вушки и 65% юноши.
3. Образность, красота речи (44% девушки и 21% юноши)
4. Красочное оформление (56% девушки и 18% юноши)
5. Наличие информации для родителей (развивающие задачи, рекомендованная литература – 34%, преимущественно девушки, успешные в учебной деятельности
       Какой же должна быть учебная книга 21 века? С точки зрения юношей (17 лет) – интересная, обучающая, четкая, лаконичная, информативная, иллюстрированная, доступная для понимания. С точки зрения девушек (17 лет) – краткая, интересная, занимательная, красочная, четкая, научная, познавательная, развивающая, несложная. У всех выпускников (98%) важнейшим требованием к современным учебникам является требование к языку изложения информации:
 Материал в книгах 21 века должен быть понятным и разнообразным, таким, который может заинтересовать ученика, удержать его у открытой книги. (С. Галя, 17 лет)
 Информация должна быть изложена так, чтобы ученик мог самостоятельно её освоить (Л. Лиза, 17 лет)
 Надо больше внимания уделять практической части учебника. К каждому разделу теории должен приводиться такой же по объему раздел практических заданий. (П. Юля, 17 лет)
 Должен содержать не только основной материал, но еще и дополнительный, а также схемы и таблицы, которые упрощают понимание и помогают при подготовке устного вопроса. (С. Юля, 17 лет)
 Чтобы были все законы объяснены популярным языком, чтобы в книгах было побольше дополнительной информации для общего развития… Но все же изучение предмета зависит от того, как его объясняет учитель. (К. Дмитрий, 17 лет)
2% выпускников считают, что в 21 веке книги на печатной основе будут постепенно исчезать и уступать место компьютерным дискам или чему-нибудь совсем неизвестному, что придумают позже.

В заключении хотелось бы отметить мнение учащихся о том, что учебная книга:
1. Должна передаваться из поколения в поколение;
2. Должна быть качественной, так как на основе учебных книг формируется представление о мире, образ мира, мировоззрение;
3. Учебных книг должно быть много и самых разнообразных, поскольку ни одна из них не сможет одновременно удовлетворить всех участников образовательного процесса.
Важно, чтобы на уровне основных требований к работе с книгой учителя действовали согласованно.
      Такие учебники в настоящее время разработаны учеными Российской Академии Естественных Наук на основе принципа природосообразности, они организуют материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей и структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Это биоадекватные учебники. Они вовлекают в учебный процесс различные каналы восприятия. Задачей этих учебников является организация опыта учащегося в соответствии с физиологически необходимыми этапами восприятия и переработки информации.
     Универсальность учебной книги гипотетически вероятна, практически сложно осуществима, поэтому рекомендацией создателям книг может быть пожелание производить качественную разнообразную учебную литературу, чтобы было из чего выбирать, литературу, в которой обязательно будет присутствовать информация о её сильных сторонах, а также способах и приёмах использования.

Copyright: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Верстка: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова, Валерия Амирова

Москва, 2004