RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕИ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ - 1

Елена Александровна Марковская
кандидат педагогических наук
директор Научно-методического Центра
Кировского района Санкт-Петербурга

ФОРМИРОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
МЕТОДАМИ НООСФЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

      Содержание школьного образования рассматривает человека как самостоятельно живущий в биосфере организм. Все растения, животные, экосистемы существуют на планете вне жизни людей. Они важны только в связи со своей «полезностью» и не имеют самоценности. Однако такой подход отделяет ребенка от остального мира природы, он не чувствует себя ее частью. Очевидно, что это не способствует развитию подсознательных психологических установок личности для объединения себя с природой, а тем более потребности заботиться о ней.  

     В основе современной концепции ноосферного образования лежит идея единства и целостности окружающего мира. Образование должно быть всеобщим и непрерывным, опирающимся на принципы системности, преемственности, целостности, комплексности, междисциплинарности и учитывающим специфику региональных и местных проблем. Необходимо воспитать человека, обладающего планетарным сознанием. В нашем динамично меняющемся мире самоидентификация личности возможна только через слияние человека с человечеством и Вселенной, только такая личность сможет обрести и сохранить, самоопределиться и реализовать себя. Такое образование можно назвать Космическим - это путь человека к самому себе, к духовному и физическому оздоровлению.
      Одной из главных проблем формирования Космического сознания остается проблема его усвоения каждым человеком. Наше сознание устроено таким образом, что внесенное в него суждение задерживается ненадолго. Стремительно изменяющийся мир предъявляет все большие требования к образованию. Система образования должна обладать способностью предвидения и быть инструментом будущего, но все наши образовательные программы в лучшем случае отражают объективную ситуацию в соответствующей области знания, чаще вчерашнее её состояние.
       В настоящее время растет интерес к новому методологическому направлению в педагогической науке – ноосферной педагогике. В ней предпринимаются попытки изучения человеческого переживания и поведения в неразрывной связи с окружающей средой, причём средой самой разнообразной: пространственной, семейной, образовательной, информационной и т.п. Ноосферная педагогика возникает на стыке научных дисциплин: экологии, экологической психологии, педагогики и синергетики. Экология обуславливает общую проблематику, порождаемую ситуацией экологического кризиса. Экологическая психология дает представление о закономерностях и механизмах развития экологического сознания личности. Синергетика представляет оптимальный путь овладения нелинейной ситуацией, на основе этого ноосферная педагогика разрабатывает соответствующие специфические принципы и методы педагогического управления образовательным процессом. Таким образом, именно в единстве своих основ: экологии, экологической психологии, синергетики и педагогики, которые интегрируются в рамках ноосферной педагогики, может эффективно осуществляться Космическое образование и воспитание человека обладающего планетарным сознанием. Для личности, обладающей планетарным сознанием, свойственна психологическая включенность в мир природы, базирующаяся на представлении о взаимосвязи и мира людей и мира природы. Природа воспринимается в сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности и взаимодействие с ней включается в сферу действия этических норм и правил личности.
     Сегодня, проблема Космического воспитания становится одной из ключевых проблем педагогики. Говоря о воспитании свободной творческой личности как гражданина Космоса, исключительное значение необходимо уделить нравственному воспитанию ребенка. Сущность нравственного воспитания должна состоять не в привитии подрастающему поколению неких этических идеалов, выработанных вне его, а в создании условий для накопления положительного личного опыта, для самостоятельного формирования нравственных императивов, которые должны как бы «произрастать» изнутри каждого ребенка. Высшей задачей Космического воспитания является развитие в ребенке космического самосознания, то есть осознания самого себя как нераздельной части Космоса, поэтому суть Космического воспитания состоит в том, чтобы довести до осознания общность своей жизни с жизнью космической, до понимания того, что он представляет единое, нераздельное целое со всем Космосом. Космические знания в наше время являются условием выживания человечества, следовательно, нам необходимо выработать новые технологии передачи этого знания. Это возможно через развитие психических способностей типа эмпатии, симпатии. Человек, который не осознает себя, не сможет применять массу приемов, уже разработанных человечеством для того, чтобы хорошо усвоить какие-либо знания и предметы. Очень важно при этом понимать одну простую истину, к пониманию которой пришел еще Аристотель «Все есть движение».
       Ключевым понятием синергетики является самоорганизация – способность системы к упорядочиванию внутренней структуры. В преломлении к образованию самоорганизация – это способность индивида к самообразованию. Поэтому, хорош тот учитель, который учит как можно меньше. Главное не передать много знаний (всего передать невозможно), а передать способы овладения знаниями. В этом может помочь учитель, опираясь на основной метод обучения ноосферной педагогики – обучение в диалоге.
      Основываясь на нелинейности ситуации (непрерывности выбора альтернатив) и бифуркации (состоянии системы перед выбором дальнейшего пути развития) эволюция индивида связана с неопределенностью и возможностью выбора. Осуществляя выбор, ученик основывается на свой возможный путь развития и свои ценностные ориентации. Он выбирает для себя один из наиболее благоприятных путей в данный момент выбора, но у него остается большое количество (спектр) нереализованных возможностей (путей).
       С синергетической точки зрения процесс обучения для учителя – это не прямая передача знания, а создание условий для активного творчества ученика. Учитель и ученик – это разные миры, но в результате совместной работы они могут объединятся, и тогда они начинают жить в одном мире, с одинаковой скоростью, обменом информации и т.д. Для того, чтобы произошло объединение миров, не только ученик должен измениться, но и учитель. Для учителя главным в обучении становится не ломка или подстраивание ученика под себя, а открытие ученика, направление его к творчеству, т.е. для учителя важнейшей становится локальная (точечная) стимулирующая творчество ученика деятельность.
     Успешность ученика подразумевает устойчивое состояние доминанты на обучение. Доминанта (Ухтомский) - более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причем сигналы вновь приходящие в центры возбуждения служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко развиты явления торможения. Нельзя сломить доминанту, это все равно, что биться головой о стену, но, применяя обходные пути можно ее как бы обмануть, «одурачить» и т.о. заставить ребенка успешно учиться, пробудить в нем желание творить. Это возможно лишь при тонкой резонансной настройке учитель - ученик, и только в процессе взаимодействия.  Следовательно, обучение – это резонансная настройка учителя на ученика и наоборот. Поэтому в результате такого резонансного обучения личность учащегося и учителя будет претерпевать качественные изменения. Качественные изменения будут осуществляться скачками (переход количества в качество), внешне они могут и не проявляться, но в какой – то момент времени мы вдруг замечаем, что и ученик стал другим и мир вокруг изменился. Таким образом, процесс обучения тесно связан с внутренними качественными изменениями индивида, вокруг которого меняется его мир. Ситуация выбора предоставляет человеку самому сформировать вокруг себя тот или иной мир, в зависимости от того какой выбор он сделает. Нельзя говорить о том, что ситуация влияет на человека, человек – свободное существо, способное сделать выбор, и это не так уж и трудно, труднее жить с последствиями этого выбора.

 
Copyright: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Верстка: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова, Валерия Амирова

Москва, 2004