RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕИ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

Лучшие школы России

 

ПОЧЕТНЫЙ ДИПЛОМ

 

награждается Лауреат Всероссийского конкурса

"Лучшие школы России - 2004"

муниципальное общеобразовательное учреждение

"Общеобразовательная средняя

ноосферная школа г.Боровска"

Калужской области

 

 

 

Заместитель Министра                       А.Г.Свинаренко

 

Москва Сокольники

Российский образовательный форум

1. Обед в школьной столовой

2. Выступление

3. Работа по экологическому проекту "Восстановление березовой аллеи"

4. Учащиеся 5-8 классов участвуют в "Лесной неделе" по экологической программе

5. Танцевальный ансамбль "Ритмы детства" 1-8 кл.

6. Спортивные игры

СЕРЕБРЯНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК - СИМВОЛ ПОБЕДЫ

ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ

     Лучшая школа России” - такое звание получила на днях боровская ноосферная школа. После того, как это учебное заведение было признано лучшей школой Калужской области, все необходимые документы были направлены в Москву где на первом этапе Всероссийского конкурса шло заочное соперничество по десяти номинациям лучших школ из всех регионов страны.

     Боровчане были представлены в номинации "Школа педагогического поиска", где соревновалось еще 56 учебных заведений. И после предварительного тура вошли в число трех финалистов наряду с гимназией из Новороссийска и школой-интернатом из Мичуринска.

Побороться за победу в столицу отправились (соблюдая условие организаторов) директор школы Инесса Харитонова, учитель Людмила Подшивалоза представитель родительского комитета Ариадна Горчакова и старшеклассник Сергей Попов.

      В течение всей прошлой недели они участвовали в различных конкурсах. Итог всех этих испытаний - первое место и звание “Лучшая школа России”, к которому прилагаются диплом и приз - серебряный колокольчик.

       Кроме того, школа награждена грамотой Президиума ЦК профсоюза работников образования и науки.

                                                                                                                                       Дмитрий ОДИНОКОВ

газета "Известия" от 24 апреля 2004 года

ИНЕССА ХАРИТОНОВА, ДИРЕКТОР НООСФЕРНОЙ ШКОЛЫ ГОРОДА БОРОВСКА:

НАШ ПРИНЦИП: НЕ НАВРЕДИТЬ РЕБЕНКУ

 

          С 21 по 24 апреля в культурно-выставочном центре “Сокольники” в рамках Российского образовательного форума проходит финал Всероссийского конкурса “Лучшие школы России”. Экспертная комиссия отобрала 30 финалистов. Сегодня будет названа десятка “Лучших школ России”. Среди финалистов в номинации “педагогический поиск” (из 57 школ в финал вышли 3) есть и Общеобразовательная средняя ноосферная школа города Боровска Калужской области. С ее директором — кандидатом биологических наук Инессой ХАРИТОНОВОЙ беседует Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.

Что таксе " ноосферная школа”?

      Концепция ноосферы уже полвека назад разработана Вернадским. Именно с ноосферой связана устойчивость в развитии нашего общества, необходимость взаимосвязи природы и человека. В 1992 году и городе Боровске, который связан с русским космизмом, с именами Циолковского, Чижевского, Федорова, возникла идея создания такой школы. Среди первых ее учредителей было Российское космическое агентство.

Чем ваша школа отличается от других?  

       Наш главный принцип: не навредить ребенку, В центре всей системы находится экологическое образование, вокруг которого и выстраивается все остальное. Поэтому мы работаем над созданием системы непрерывного экологического образования, отдаем приоритет воспитанию в процессе образования. Поэтому у нас есть институт “классных воспитателей” (наша школа полного дня). И такой воспитатель занимается социализацией ребенка, теми возникающими у него проблемами.

        Еще один принцип работы нашей школы - это попытка обеспечить работу обоих полушарий головного мозга.

Обьясните подробнее, пожалуйста!

        У нас традиционно левополушарный способ мышления. На этом основано и наше образование. Ноосферные технологии предполагают и включение правого полушария. То есть целью школы является целостное, гармоничное развитие человека. И мы стараемся найти те способы построения учебного процесса, которые бы отвечали этой цели. Например, способы передачи знаний должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям ребенка, его природе. Для нас очень важно включение всех сенсорных каналов.

Не очень понятно, что вы имеете в виду?

       Например, у нас есть предмет “экология”. В начальной школе она игровая. Мы пытаемся подключить к этому все каналы: и осязательные, и обонятельные (не только зрительный и слуховой)...

Говоря попросту, дети идут в лес и там изучают “экологию”

      В том числе. У нас очень мощная экскурсионная программа: в •игровой экологии". 25% учебного времени проходит на природе. А, кроме того, в конце учебного года в школе проходит лесная неделя - (на самом деле это две недели). Там мы занимаемся только с природными объектами. А последние годы стали работать проектным способом. Например, недавно у нас в начальной школе был проект, который назывался - Дерево земли, на которой я живу. Мы делили всю школу на разновозрастные группы. И каждая выбирала свое дерево. Мы давали общую информацию о дереве, они добавляли свою… Плюс к этому каждый день проходили экскурсии: мы создали “экологическую тpoпy”, и дети шли к своему дереву.

Что значит свое дерево?

       Они не просто выбирали березу или дуб, а шли к конкретной березе в городе, или к сосне и сосновом бору и изучали их. Причем не только с точки зрения биологии или экологии. У нас был организован и курс ремесел, связанных с деревом (лозоплетение, резьба по дерену)... - Подключался этнографический компонент — изучение обрядов, обычаев. Проходили и уроки по русскому деревянному зодчеству (Боровск - старинный деревянный город). Ребята изготавливали макеты домов из той породы дерева, которое они выбрали. А у нас в городе множество красивых деревянных построек. Одна наша школа чего стоит! После такой двухнедельной практики проходит конференция, где ученики делают творческие огчеты: сочиняют стихи об этом дереве, пишут целые исследования... Вроде бы дерево — но сколько интересного вокруг него...

А какие еще темы для исследований у вас бывают?

      До этого у нас была тема “Лекарственные растения”. Потом биоценозы (у нас охраняемый сосновый лес); изучали мы и свою речку… Потом эта деятельность перерастает в научно-исследовательские работы, которые мы представляем на конференциях. В школе есть клубы по интересам: экологические, краеведческие...

Можно сказать, что в вашей школе естественный уклон?

     В центре у нас, конечно, экология. Но, вообще, “ноосферная школа это — понятие более широкое. У нас сильный английский (даже есть краеведение на английском). Проводятся обязательные занятия ритмикой, уроки хореографии. Нас волнует здоровье детей. Мы стараемся учитывать их психологические и физиологические особенности.

А как вы можете их учитывать, когда сама школьная программа приводит к жутким перегрузкам?

     У нас школа полного дня. В первой половине идет обязательный образовательный процесс, затем — прогулка, горячий обед. В школе более длинные перемены и дети успевают отдохнуть...

Ваши ребята дважды побеждали на всероссийских экологических олимпиадах.

Когда это было?

      В прошлом и позапрошлом годах. А 23 апреля двое наших старшеклассников снова отправляются на всероссийскую олимпиаду. Вообще-то у нас было всего два выпуска. И за это время мы вырастили четырех золотых медалистов. Все выпускники учатся на бюджетных местах в Москве: двое поступили в МГУ— на новый факультет биоииформатики, биокибернетики и на экономический факультет: в МГИМО, РУДН, МАИ. в Лесную академию...

А трудно попасть в вашу школу?

      В последнее время мы вынуждены вести отбор - очень много желающих. У нас маленькие классы (сейчас в 11 -м классе всего 7 человек). По нашей концепции в классе должно быть 14 человек (в школе небольшие помещения).

Расскажите о необыкновенно красивом, круженном здании школы.

Оно похоже на сказочный терем, окружено хозяйственными постройками...

       Это особняк XIX века — один из красивейших в Боровске. Предстоит капитальный ремонт - здание в очень плохом состоянии. Нам были бы очень нужны помощники. Но их нет. В доме же, стоящем по соседству, сделали евроремонт (теперь там прокуратура).

Но мне кажется, город должен вами гордиться?

       Наверное должен. Но мы все время надеемся па большее. На 15 тысяч населения у нас 4 школы. Наша — пятая. У нас нет номера. Мы просто — другие.

     25 мая по всей стране прозвучат "последние звонки". В десяти лучших школах России они будут даны "Серебряным колокольчиком". За это право боролись педагогические коллективы из 77 регионов, ставшие участниками конкурса "Лучиш школы России", финал которого состоялся в рамках Российского образовательного форума в Москве. Его учредителем вытупило Министерство образования и науки.РФ. В оргкомитет конкурса вошли представители отраслевого профсоюза - председатель Галина Меркулова, ее заместитель, Татьяна Куприянова и ведущий специалист отдела по вопросам общего образования аппарата ЦК Елена Елшина.

     Всероссийский конкурс "Лушие школы России" проводился впервые. В нем приняло участие 190 городских и сельских образовательных учреждений, в том числе малочисленные школы, лицеи, гимназии, интернаты, универсистетские образовательные комплексы. Первый тур был заочным. Члены эскпертной комиссии под председательством ректора Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуарда Никитина отобирали поматериалам, представленным территораиями, 50 лучших школ, по 3 в каждой номинации.

 

газета "МОЙ ПРОФСОЮЗ" от 20 мая 2004 года

выдержки из статьи

"КОНКУРЕНТЫ СТАЛИ ПОБРАТИМАМИ"

      Два дня подряд - 21 и 22 апреля - в рамках Российского образовательного форума в культурно-выставочном центре "Сокольники" финалисты конкурса представляли свои экспозиции, проводили творческие презентации. Всего 30 минут отводилось каждой школе на то, чтобы доказать экспертной комиссии свое преимущество.

ПОВЕДИТЕЛИ

     Для экспертной комиссии было непросто определить 10 победителей - по одному от каждой номинации. Тем не менее 24 апреля в последний день работы Российского образовательного форума лучшие были названы. Серебряные колокольчики  и гранты в размере 100 тыс. рублей из рук руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Болотова достались следующим конкурсантам:

- средней ноосферной школе Боровска Калужской области (номинация "Школа педагогического поиска";

- школе №89 Челябинска ("Школа современных образовательных технологий");

- школе -интернату "Лицей-интернат" Великого Новгорода ("Школа социального партнерства");

- гиманзии №7 Казани ("Школа гражданского становления");

- школе села Орлик Чернинского района Белгородской области ("Школа гражданского становления");

- совхозной средней общеобразовательной школе Серебряно-Прудского района Московской области ("Школа социокультурный центр села");

- гимназии №1518 гор. Москвы ("Школа профессиональной карьеры");

- гиманзии №86 - Ассоциированной школе ЮНЕСКО Нижнего Тагила Свердловской области ("Школа успеха");

- школе №97 Ижевска с полным днем пребывания детей ("Школа здоровья");

- гимназии №56 Санкт Петербурга ("Школа школ").

      Остальные финалисты, не вошедшие в десятку победителей, были награждены почетными дипломами конкурса.

Статья на сайте Webkaluga "Ноосферный десант в Боровске ..."  
     
Copyright: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Верстка: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова, Валерия Амирова

Москва, 2004