RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕИ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ О НООСФЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ - 2

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАЕТ И НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЕТ КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"УК" №21-23;

13 июля 2004 г.

1. Каковы научно-теоретические, гносеологические, методологические основы образования?
2. Как практически организовать педагогическое пространство, чтобы обрести необходимые условия и оптимальные технологии в подлинно экологичном, гуманном образовательном процессе?

3. Как организовать жизнеспособную систему управления образованием в рамках программ сквозного развития всех звеньев воспитательно-образовательного процесса (семья — сад — школа - вуз)?
4. Как экономично организовать саморазвивающийся процесс образования ?
5. Как избежать авторитаризма и неподвижности системы образования ?
6. Как вести перестройку педагогического процесса, технологии образования в сторону гармонизации и экологизации образования на этапе ноосферного перехода ?
7. Как в существующей системе подготовки и переподготовки педагогических кадров организовать учебный процесс так, чтобы в короткое время дать толчок к естественной трансформации мышления, методологии и мировоззрения каждого отдельного педагога?
8. Как сориентировать человека в современном обществе?

 

О ПОНЯТИЯХ И ОПРЕДЕЛЕНИЯХ

Образование — индивидуальный либо коллективный процесс созидания ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА; формирование субъектом образования ОБРАЗА САМОГО СЕБЯ (самоидентификация) посредством индивидуального усвоения и переработки знаний, умений и навыков, выработанных человечеством о природе — обществе — человеке.
Знание — это информационно-образное отражение в сознании индивида закономерных, воспроизводимых связей между единицами объективного и субъективного миров.
Самоидентификация — способ бытия, при котором предполагается всестороннее полное использование всех сущностных сил и способностей человека в процессе его вживания в мир, в актах приятия или неприятия той или иной экзистенциальной позиции и системы ценностей, того или иного общественного устройства. Иначе говоря, самоидентификация — присвоение человеком системы жизненных смыслов и установок, которые бытуют в обществе. (Понятия самооценки, самореализации, самоутверждения личности не являются синонимами самоидентификации, они несут свою специфическую функционально-смыс-ловую нагрузку, указывают на рассудочные акты мышления человека).
Причины главною противоречия системы образования:
• неумение осознать стратегическую функцию образования в современном и будущем обществе;
• неумение структурировать функции системы образования (управленческая, методическая, воспитательная, преподавательская и др.);
• неумение осознать образовательную технологию и методику с позиций современной науки;
• неумение увидеть подлинные глубинные, т. е. природосообразные или биоадекватные задачи образования.
• неинформированность педагогической общественности о современных достижениях науки.

Кризис современной системы образования — объективный результат указанного противоречия. Кризис системы образования состоит в ее невозможности функционировать так, чтобы обеспечить раскрытие человечедского потенциала и нежелании человеческой личности (учащегося, учителя, родителя) действовать в условиях, нарушающих первородную целесообразность и возможность самореализации.
 

Кризис системы образования тесно связан с общим цивилизационным кризисом. Он не может быть понят как результат только социальных, политических, узко понимаемых экологических или культурно-идеологических влияний в России. Его корни уходят в глубь истории человечества и связаны с феноменом развития сознания человека. Исторически сложившийся тип левополушарного, т. е. дискурсивно-логического мышления возобладал в человеческом обществе, начиная с IV в. до н. э., и преобладает до настоящего времени.
Структура цивилизационного кризиса
Схема показывает исторически сложившийся крен в сторону дискурсивно-логического (левополушарного) мышления человека, нарушение баланса природных возможностей человека, что привело к дисгармонии установок человека в деятельности. В сумме это привело к цивилизационному кризису.
 Очевидно, что никакое "латание" дыр и решение "проблем", связанных с дискуреивно-логическим мышлением, не приведет к трансформации ситуации. Кризис цивилизации конца XX в. — есть кризис мышления, точнее, левополушарного типа мышления. Кризис мышления состоит в неэкологичной эксплуатации одной из частей цельного человеческого органа — мозга, в то время как другие симметрические органы человека работают гармонично. Дисфункция первого полушария мозга привела кдисгармоничной работе цельного органа, что не отвечает принципу экологической целесообразности.
История цивилизации есть история "господства" левополушарного мышления и энергетического критерия прогресса: аккумулирования энергии труда правящими классами. В связи с преимущественным развитием неэкологичного (левополушарного, патологичного, неестественного, нездорового, антропосферного) мышления в современном индустриальном обществе все системы социума (образования, здравоохране-ния, политики) ориентированы на неэкологичное мышление человека (см. схему).
Современный цивилизованный кризис показывает конец эпохи однобокого, неэкологичного развития. Движение к экологичному развитию означает постепенное трансформирование однобокости мышления и энергетического критерия прогресса, утверждение общечеловеческого критерия прогресса на основе совершенствования качественных характеристик его мышления.
Переход к целостному экологичному мышлению является поворотным этапом в истории человечества на его пути в ноосферу (сферу разума) и является сутью ноосферного перехода.
Тип мышления — осознанная ориентация преимущественного использования функций головного мозга. Существуют два основных типа мышления человека:
— экологичный (двуполушарный);
— неэкологичный (однополушарный).

Экологичное мышление (синонимы: гармоничное, естественное, универсальное, биосферное, здоровое, цельнодинамическое) определяется согласованностью с естественными законами Вселенной, т. к. в работу вовлечены совокупно левое и правое полушария мозга человека. Такое мышление не приводит к возмущению биосферы.

Качество человека определяется типом его мышления.
Гармоничный, универсальный, здоровый человек демонстрирует естественное, биосферосовместимое его качество, которое определяется цельнодинамичным (двуполушарным), экологичным мышлением.
Негармоничный, ограниченный, больной или проблемный человек проявляет неестественное, патологическое его качество, которое определяется антропосферным неэкалогичным мышлением. При этом различается левопалушарная (точные науки, рационализм) и правополушарная (гуманитарные, творческие направления) ориентация и промежуточные варианты.
Экологичное, здоровое, гармоничное мышление периода ноосферного перехода утвердится через снятие мировоззренческой установки антропоцентризма "биосфера для человека" ("все для человека", "человек — царь природы", "покорения и преобразования природы") и становление биоцентризма — "человек в биосфере". Естественно, в конечном счете биосфера (и Земля, и Космос) — для человека. Биоцентризм лишь утверждает, что деятельность человека в биосфере должна быть освещена разумом и направлена на сохранение природных систем.
Человек с ноосферным мышлением станет правильно понимать свое место в природе и эволюционную роль, выполняя био-сферную функцию поддержания "запаса устойчивости" природных систем. Природная составляющая нравственности этого человека бу-дет относиться к его взаимоотно-шению с природой: нравственно все то, что способствует выполне-нию человеком его биосферной функции, безнравственно все, что этому противоречит. Ноосферное мышление означает сознательный выбор человека в пользу экожизни, позиции "я в природе", любви к природе, осознания своего места в природе и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эго жизни, позиции "я — царь природы", покорения -преобразования природы — в конечном счете, позиции потребительского и хищнического отношения к природе).
Осознание необходимости перехода человечества в эпоху единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности происходит в наши дни.
Неизбежность вхождения планеты Земля в эпоху НООСФЕРЫ показал великий русский ученый В.И.Вернадский. Согласно его взглядам, человеческая деятельность становится ныне основным геообразующим фактором.
Ноосфера — это эпоха единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности, нового качества целостности мышления.
Ноосферное развитие — это осознанно управляемое ценностно ориентированное соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений и Вселенной.
Автор Концепции НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, доктор психологических наук, действительный член Российской Академии Естественных наук Наталья Владимировна Маслова, вводит термин "ноосферное образование" для актуализации вектора эпохи. Разработаны методология, технология, методика, биоадекватные учебники, пособия, система подготовки педагогов для работы в парадигме целостного мышления. По мнению единомышленников, Наталья Владимировна за свои изыскания достойна Нобелевской премии.

"УК" №21-23;

13 июля 2004 г.

А КТО МОЖЕТ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ?

Дается классификация психотипов личности (их IV), которые "показаны" или "не показаны" школе, детям. Из 20 архетипов - три категорически вредны в преподавательской деятельности, три - при упорной работе над собой могут заниматься учительским трудом (с определенной возрастной группой детей), три - расширяя свое мировоззрение, могут заниматься с учащимися. 

Рассматривается психологическая устойчивость личности, определяется ее доминанта. По формуле золотой пропорции определяется стабильность или нестабильность архетипа.
Эта классификация утверждает нас в мысли, что педагог может оказывать созидающее влияние на личность или... разрушающее(!). Здесь именно кроется причина, почему учителя "ограждаются", "защищаются" от новой информации - "инстинктивно" или сознательно охраняя(!) зону своего "комфорта", "покоя" от новой информации. И причина медленности глубинных инноваций в школе, и "падкость" на внешние нововведения (типа компьютеров, лингафонных кабинетов) - здесь. Как, впрочем, и неумение, нежелание многих учителей работать со своим внутренним миром. Расклад на архетипы даст нам информацию о тех, кто может быть отнесен к категории новаторов - с их "поисками", "рывками". Которые потом, как звезды, "сгорают". Всем нам знакомы по практике школьные конфликты - затяжные, как окопные войны, или молниеносные, одномоментные, изнуряющие коллег, детей, родителей. Все объяснимо - функция, эмоции, реакция определенного типа учителей делает их разрушителями судеб, энергетическими пожирателями, устроителями хаоса. А место им - в экстремальных видах деятельности, МЧС, в экстремальных видах спорта, милиции, среди каскадеров, в розыске, разведке. Вот где ключ профотбора тех, кто намеревается стать на педагогическую стезю. А каково коллективу школы, если подобный архетип школу "ведет"? Аттестацию школьных специалистов, наверное, тоже разумно проводить вовсе не по урочным эффектам.
Психолог С.А.Орлова, она алматинка, около 10 лет сотрудничающая с учеными-"ноосферистами", делает "расклад": 70 процентов ее пациентов - это жертвы тех самых педагогов, тех, кому учительская работа категорически "не показана", или тех школ, где уклад ученической жизни определяется этим типом педагогов. Там чаще болеют дети, недомогают учителя. Навешивание ярлыков, прессинг учителя на детей
- это они. Детский страх перед школой - это они. "Образные ужасы" учеников - это они... "Я боюсь учителя!" и наступает паралич детской личности - это они... Подрастающие "моральные инвалиды" - это они...
P.S.: Подвижники-учителя г. Алматы прошли двухнедельные курсы по Ноосферному образованию в конце мая. По замыслу Городского департамента образования, другая группа педагогов г. Алматы пройдет курс в августе. Их ждут удивительные открытия. Что такое "левополушарность"? О причинах кризиса цивилизации. Что такое био-адекватная педагогика? Какое мышление - целостное? Что это? Что значит принцип "Потенциальной интеллектуальной безопасности"? Кто такие "левополушарные"? Узнают, как реализуется вся программа Ноосферного образования вот уже 10 лет, и об экспериментальных площадках в России и многое другое. Они все увидят другими глазами.

 

(Продолжение странички следует...)

 
Copyright: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Верстка: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова, Валерия Амирова

Москва, 2004