RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕИ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ О НООСФЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ - 1

"Учитель Казхстана" №21-23; 13 июля 2004 г.

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -
ОБРАЗОВАНИЕ РАЗУМНОЕ

АДРЕСОВАНО ПОДВИЖНИКАМ
Три дня, которые потрясли ...


 

По тем законам, что родится колос,

И солнца луч струится с высоты.
В гармонии вселенского созвучья

Живешь и ты...

 
  Это - "ключ" к Ноосфермому образованию. Вчитайтесь... Вслушайтесь... Вдумайтесь... Вчувствуйтесь... В гармонии ли ты
живешь? Если нет - почему? А как - чтобы в гармонии?

Кто будет спорить, что учительство не устает искать, исследовать, пробовать, находить, анализировать, опровергая еще вчера, казалось бы, интересные завоевания в педагогике?

И все-таки, и все-таки... Будто неправильно репку потянем...

"ПРИШЕЛЬЦЫ"

Именно так и хочется назвать команду российских ученых, приехавших в мае по приглашению директора Департамента образования г Алматы Г.И.Исимбаевой. Международная научно-практическая конференция "Ноосферное образование - фундамент устойчивого развития общества" собрала более 300 алматинских учителей И можно смело утверждать - ничего подобного до этого они не видели и не слышали. Иначе как интеллектуальным подарком это нельзя назвать.

Наталья Владимировна Маслова - действительным член Российской академии естественных наук, доктор психологических наук Она - разработчик системы НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, профессор Борис Александрович Астафьев - действительный член РАЕН, доктор медицинских наук, профессор, лауреат премии им М Ломоносова, Наталья Владимировна Антоненко - советник РАЕН, кандидат психологических наук, Марина Владимировна Ульянова - член-корреспондент РАЕН, кандидат технических наук
Наверняка у устроителей было опасение - а как совершенно уставшие к концу года учителя, в преддверии Единого национального тестирования, воспримут необычное для слуха - "ноосферное образование".
Если взять за аксиому, что образование - способ ориентации общества на качественные человеческие ресурсы, передовые технологии в экономике, в итоге определяя роль и положение государства в мире, то кто станет возражать, что образование должно быть сориентировано на современные вызовы времени7 Кстати, современность однозначно утверждает, что наметился гигантский разрыв между наукой и практикой.
Кризис техногенной цивилизации приводит к однозначному выводу - необходима переоценка прежних, традиционных подходов, приемов, методик Образовательная, традиционная система, сложившись в XIX веке, подпитывалась идеями социального заказа 30-60, 70-х годов прошлого века, "продуктом" которой был человек знающий.
Сегодняшняя школа готовит, - увы- человека, не умеющего вписаться в сложный современный мир, а выпускник руководствуясь стереотипным, нединамичным мышлением, не умеет вести диалог с быстро изменяющимся миром. Так появилось новое понятие "вульгаризация образования", суть которого - несоответствие между био-социальной природой человека его потребностям в адекватной ему системе образования
"Традиционное разделение школой целостного знания на отдельные дисциплины, прочно закрепленные в высшей школе, привело к забвению субъекта образовательной деятельности - человека. Фокус внимания сместился на объекты информации по отдельным дисциплинам Итог - конфронтация субъекта образования и системы, концепции и практики образования. Декларирование лидирующей функции информации и компьютеризации при забвении проблемы самореализации, самовоспитания и педагогического воздействия на молодое поколение. Забыта мировоззренческая функция знаний - ведущая в деятельности и поведении человека, обеспечивающая превращение знания в убеждения
Предмет тревоги - медицинские проблемы, связанные с существующей системой образования Сокращение мышечных усилий человека (более чем на 90 процентов за последние 100 лет) вытаскивает целую цепочку болезней, связанных с гипокинезией, пока недостаточно еще изученной, но влекущей ослабление жизненно важных систем человека Опасность Интернета - увеличение количества и негативный характер информации, переутомление от компьютерной и телевизионной техники, психические расстройства у детей и подростков. Социально-экологические проблемы - вследствие ионизации воздуха в компьютеризированных помещениях, вредная для пользователя компьютером и окружающих атмосфера...
Лишь глубоко осознав происходящие перемены во взглядах на мир, лишь овладев новой методологией и инструментарием для его познания, возможно органично вступить в новый этап духовной эволюции на-шей планеты - Ноосферу. Это Владимиру Ивановичу Вернадскому принадлежат пророческие слова "Процессы, подготовлявшиеся много миллиардов лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет в Ноосферу, то есть в жизни народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие".
Нам, наследникам В И Вернадского, предстоит войти в ноосферу или сферу Разума - только обновив и усовершенствовав систему образования. Еще накануне третьего тысячелетия мы видели, насколько усилились поиски концепции новой школы образования - через синтез космического, биосферного, антропосферного и культуротворческого начал жизни.
Итак, автором концепции Ноосферного образования Н В Масловой утверждается, что "Мир нуждается в человеке, понимающем и осознающим себя, общество и культуру, как минувших эпох, так и современную".
Вызов эры информатизации, коммуникации и систем всеединства однозначен - необходима новая философия образования, смена парадигмы педагогического мышления, пересмотра категориального аппарата педагогики, трансформации практики педагогики.

"УК" №21-23;

13 июля 2004 г.

СОВЕТ ОТ А. ЭЙНШТЕЙНА

Конечно же, мы знаем, что образование - стратегический ресурс общества. Пожалуй, это знает любой мало-мальски продвинутый школьник. Однако это утверждение справедливо, если образование играет опережающую роль. "Чтобы выжить, нам нужен иной способ мышления", сказал в свое время А.Эйн-штейн. Адресовано образованию, чей арсенал средств, методов стал многообраз-ным, значительным. А хочется ли молодым людям в школе учиться? - вопрос риторический. Однозначно - нет. Почему? Потому что интерес к личности школьника должен быть организован и гарантирован, а не только продекларирован - вот весь ответ.  Школу сравнивают с горячей печью, выпекающей хлеба, которые будут хороши, если выпекаться будет оптимальное количество форм с тестом. Не более! Автор "Ноосферного образования", продолжая аналогию школы с горячей печью, утверждает, что она перегорела от по-стоянных тяжких перегру-зок. Учитель с пятичасовой нагрузкой обслуживает около 150 человек, отводя на каждого ученика по 2 минуты. Используя всю гамму чувств, души, интеллекта, физические возможности организма, которые задействованы в нечеловеческом режиме. Тогда как индивидуальные усилия школьни-ка составляют около 2 ми-нут. Учительские усилия превосходят в 30 раз уси-лия учеников, поскольку именно столько их в классе. Счет 1/30 - никому не на пользу. Где же корень? - спросите вы. Он - в нехватке учителей, из-за нехватки средств на достойное обеспечение учительства, образования. Которое заявлено как стратегический ресурс общества. "Система образования в современной школе отстала от достижений науки на сотни лет".
Технология образования - одна из социальных технологий (наряду с глобальными, информационными, внедренческими, политическими, человедческими и др.). "Это специально организованная область знаний о способах и процедурах оптимизации образования человека в условиях нарастающей зависимости, динамики и обновления общественных процессов; способ осуществления образовательной деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения, средств управления". (Продолжение на следующей стр.)

Copyright: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Верстка: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова, Валерия Амирова

Москва, 2004