RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ -

"ЭВОЛЮЦИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ А.БЛОКА"
(на основе биоадекватного метода обучения)
Разработала: учитель литературы гимназии №11 (г. Анжеро-Судженск) Синявская Т.С.

 

Выхожу один я в путь,
открытый взорам.
А.Блок

I этап.

    1. Работа с названием (что означает изменение? О чем будем говорить сегодня? Что будет целью?)

    2. Работа с эпиграфом.

      Важна ли категория пути в художественном мире Блока? (Лирика, как единое целое, как один лирический роман, как отражение пройденного поэтом “пути”, на что указывал и сам Блок). “Трилогия вочеловечения” - почему именно так называет Блок свой лирический роман? Какой путь должен пройти герой? Как наш компас помогает это понять?

    3. Работа с компасом

белый – теза

синий – синтитеза

красный – синтез

Что должны мы постигнуть сегодня? Что понять? (логику пути лирического героя)

II этап. Re-фаза.

Займите удобное положение. Закройте глаза… Расслабьте лицо, плечи, руки, тело, ноги… Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными… Как вы красивы, когда улыбаетесь…

Музыка.

Представьте ваш любимый уголок природы или любое место, где вы чувствуете себя спокойно, где вы абсолютный хозяин. Представьте предметы или объекты, которые хочется видеть вам в этом месте покоя… Представьте краски, которые окружают вас… Представьте движения и звуки вашего места покоя… Представьте запахи вокруг вас… Порезвитесь там, как вам хочется…

Представьте себя… Как вы выглядите, когда вы отдохнули, когда избавились от бремени ненужных мыслей, мелочных забот? Как вы себя чувствуете, когда вы свободны от бремени запретов? Полюбуйтесь собой, если вам это нравится. Дорисуйте свой образ, если вам что-то хочется изменить в нем. Почувствуйте, нравится ли ему быть с вами? Подружитесь с ним.

Почувствуйте, готов ли ваш новый образ отправиться на зимнюю прогулку? Как вы чувствуете, что поможет ему подготовиться к этому увлекательному путешествию? Найдите это в своем месте покоя. Хорошо ли вам? Тепло, уютно? Слышите призывный звон серебряных хрустальных бубенчиков? Чувствуете, они зовут вас поскорее очутиться на снежном балу…, чувствуете они обещают открыть вам тайну волшебного звучания имени поэта, тайну пути его лирического героя.

Блок.

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке,

Одно-единственное движенье губ,

Имя твоё – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

М. Цветаева

Блок. Ощутите искристо-льдистый вкус этого имени. Какой он? Услышьте звучание серебряного бубенчика этого имени. Блок. Какое оно?

Готовы ли вы отправится в путь, чтобы узнать тайну эволюции лирического героя Блока? Поблагодарите свой новый образ за то, что он помог вам подготовиться к пути познания этой тайны. Будьте искренни с собой. Пошлите свою любовь своему новому образу и своему месту покоя.

Представьте себя в центре великолепного снежного бала. Какие предметы, объекты видите вы вокруг? Какие краски окружают вас? Какие звуки вы слышите? Какие запахи ощущаете?

Вдохните свежего зимнего воздуха. Ощутите прилив бодрости и сил. Измените что-нибудь вокруг, если вам этого хочется – вы волшебник. Вы бодры, вы свежи, вы полны энергии и сил. Видите, как кружатся округ вас в танце снежинке? Покружитесь вместе с ними, если вам этого хочется.

Поднимите руку, подставьте свою ладонь одной из снежинок – самой большой, самой искристой, самой красивой. Полюбуйтесь ею. Какая она? Какого цвета? Как выглядит? Как пахнет? Какова она на вкус?

Попросите снежинку стать для вас символом пути лирического героя Блока. Посмотрите, как вспыхнули, засияли, заискрились в глубине её серебристых граней белые, синие, красные огоньки. Поблагодарите вашу снежинку за то, что она согласилась стать символом пути лирического героя Блока. Пошлите ей свою любовь. Посмотрите, как закружилась на вашей ладони снежинка, как стала увеличиваться в размерах. Видите, как превращается она в талисман, похожий и на снежинку, и на серебряное колесо крошечной волшебной кареты времени.

Две серебряные окружности, два кольца разного диаметра одно в другом, усыпанные сверкающими камнями и соединенные между собой серебряными лучиками-спицами, а в центре горит и переливается бело-красно-синими камнями наш компас – ромбик. Видите, как сверкает вверху его белый алмазный треугольник, вспыхивает сине-лиловым светом двуконечная стрелка в центре компаса и переливается рубиново-красный треугольник внизу.

Компас заключен в серебряную оправу – кольцо с четырьмя драгоценными камнями напротив каждого угла ромба. У белого – сверкает крупный бриллиант, у синего и лилового – искрится сине-лиловым по сапфиру, напротив красного – сияет алый рубин. От каждого из четырех драгоценных камней к внешнему ободку-кольцу направлено по три серебряных лучика-спицы, которые крепятся к внешнему кольцу искрящимися драгоценными камнями.

Чувствуете чудесную силу, которую излучает ваш талисман? Ощущаете, как с помощью своей энергии вы можете управлять им? Посмотрите, как талисман начинает вращаться, стоит вам этого захотеть. Чувствуете: в ваших силах уменьшить его до размеров снежинки или увеличить до масштабов космического колеса времени – как вам нравится, как хочет этого ваша душа.

Прикоснитесь к центру талисмана, к бело-сине-красному компасу. Видите, как увеличивается он в размерах?

Прикоснитесь к белому алмазному треугольнику. Видите, как вспыхнуло на его поверхности слово “теза”? Как на внутреннем серебряном кольце, обрамляющем компас, заиграл разноцветными огнями белый камень напротив вершины треугольника? Видите, как вспыхнули на его поверхности слова “Тема Вечной Человечности”. Видите, как заискрились серебряные лучики, направленные к 3 драгоценным камням на внешнем кольце?

Чувствуете, какую мощную космическую энергию любви излучают они? Прикоснитесь к первому жемчужно-серому камню. Видите, как увеличивается он в размерах, как зажигаются на его поверхности слова: “До света”. Видите, как слабеет свечение, буквы растворяются в жемчужно-сером сумраке, а вашему волшебному взору под сомнамбулически-прекрасные звуки “Лунной сонаты” открывается картина ночи.

Поэты в изгнаньи и сомненьи

На перепутьи двух дорог.

Ночные гаснут впечатленья

Восход и бледен, и далек.

* * *

Ночной туман застал меня в дороге.

Сквозь чащу леса глянул лунный лик.

Усталый конь копытом бил в тревоге –

Спокойный днём, он к ночи не привык.

* * *

Туман болотный стелется равниной,

Но церковь серебрится на холме.

Там – за холмом, за рощей, за долиной –

Мой дом родной скрывается во тьме.

Посмотрите, как затуманивается поверхность жемчужно-серого камня, изображение исчезает, усиливается свечение и зажигаются слова “До света”.

“Одиночество лирического героя”.

Ещё раз всмотритесь в эти слова “До света. Одиночество лирического героя”

Видите, как вспыхнул и заиграл алмазными огнями второй, белый камень? Прикоснитесь к нему. Чувствуете, как вливается в вас энергия космической любви, ощущаете какие неведомые творческие силы пробуждаются в вашей душе?

Я встал и трижды поднял руки

Ко мне по воздуху неслись

Зари торжественные звуки

Багрянцем одевая высь.

Видите, какие горизонты открываются вам?

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо,

И молча жду, тоскуя и любя.

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Видите, каким огнем горят на белой алмазной поверхности камня слова: “Стихи о Прекрасной Даме. Она – Дева.

Он – рыцарь. Ожидание”

Полюбуйтесь великолепным космическим сиянием этого белого камня. Вслушайтесь в звучание музыки Баха и вместе с ней впитайте энергию космической любви, исходящей от него.

Поблагодарите белый камень за то, что он дал вам возможность прикоснуться к великой тайне любви. Пошлите свою любовь космосу. Будьте искренни с собой.

Видите, как зажигаются голубые огоньки в глубине следующего, третьего камня. На его поверхности вспыхивает слово “Распутья”.

Ты в поля отошла без возврата.

Да святится Имя Твоё!

Снова красные копья заката

Протянули ко мне остриё.

Видите, как гаснет слово “Распутья” и в глубине камня светится окно за голубой занавеской.

Вот дрогнул и отодвинулся краешек и выглянула она. Но это не Прекрасная Дама, а кукла с ярко и грубо раскрашенным лицом.

Вот моя песня – тебе, Коломбина.

Это – огромных созвездий печать:

Только в наряде шута - Арлекина

Песни такие умею слагать.

Двое мы тащимся вдоль по базару,

Оба – в звенящем наряде шутов.

Эй, полюбуйтесь на глупую пару,

Слушайте звон удалых бубенцов!

Там – голубое окно Коломбины,

Розовый вечер, уснувший карниз…

В смертном весельи – мы два Арлекина –

Юный и старый – сплелись, обнялись!…

Видите, как задергивается голубая занавеска, закрывается поверхность камня и на ней вспыхивают слова: “Распутья”. Раздвоение лирического героя”.

Но голубой свет не гаснет, он становится интенсивнее и гуще. Видите, как талисман озаряют всполохи синих и фиолетовых молний? Чувствуете, как энергия синего концентрируется в двуконечной стреле в центре компаса? Видите, как высвечиваются на ней слова: “Тема страшного мира”. Видите, словно голубоватые электрические змейки пробежали по трем серебряным лучикам-

спицам и на внешнем кольце талисмана вспыхнули три синих сапфира. Что открывается в этом синем неверном свете? Видите, наш герой одиноко бродит по городским окраинам:

В кабаках, в переулках, в извивах.

В электрическом сне наяву

Я искал бесконечно красивых

И бессмертно влюбленных в молву.

. . .

А они проходили мимо

Смутно каждая в сердце тая,

Чтоб навеки, ни с чем не сравнимой,

Отлететь в голубые края.

А вот он в переполненном зале ресторана по-прежнему один за угловым столиком у окна:

Никогда не забуду (он был или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на желтой заре – фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале,

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

Но все попытки обрести гармонию в этом страшном мире всего лишь иллюзия.

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий

В котором ты в сырую ночь ушла…

Видите, как высвечивается голубоватым светом на одном камне “Падение лирического героя. Утрата гармонии”, на втором – “Она – Незнакомка”, на третьем – “Жизнь – роковой круговорот. Безысходность”.

Видите, как синее свечение переходит в густое фиолетовое и на противоположном конце стрелки на поверхности лилового камня вспыхивают слова: “Тема метели”. Видите, как яркие лиловые вспышки пробегают от этого камня к трём фиолетовым камням на внешнем кольце талисмана и на среднем из них высвечиваются слова: “Разгул мировой стихии”, на верхнем “Она – Снежная Дева”, а на нижнем “Вьюги Рока”

Там, в ночной завывающей стуже,

В поле звёзд отыскал я кольцо,

Вот лицо возникает из кружев,

Возникает из кружев лицо.

Вот плывут её вьюжные трели,

Звёзды светлые шлейфом влача,

И взлетающий бубен метели,

Бубенцами призывно бренча.

Видите Снежную Деву в окружении льдистых звезд? Слышите звучание её ледяного бубна? Чувствуете, как пахнуло холодом?

Нет исхода из вьюг,

И погибнуть мне весело.

Завела в очарованный круг,

Серебром своих вьюг занавесила…

Видите, как на кольце, соединяющем три фиолетовых камня, ярко вспыхивают слова “Демонизм лирического героя”

Я всех забыл, кого любил,

Я сердце вьюгой закрутил,

Я бросил сердце с белых гор,

Оно лежит на дне!

Чувствуете, как нуждается сердце поэта в любви и сострадании? Чувствуете, как переполняет ваше сердце энергия космической любви, дарованная вам белым камнем талисмана? Пошлите свою любовь сердцу поэта. Будьте искренни с собой. Слышите ответный стук сердца?

Видите, как озаряется алым светом – светом любви – ваш талисман - символ?

Видите, это вспыхнул пурпурно-алый треугольник компаса, на котором загорается слово “Синтез”. Видите, возле его вершины, направленной к земле, на красном большом рубине засияли слова: “Тема России”. Почувствуйте, как из этого камня, как и из сердца поэта, как и из вашего сердца тоже, пульсируя, мощно течет по трем сияющим лучикам-спицам энергия любви к Родине.

Видите, как засияли на внешнем кольце талисмана три алых кубика. На первом из них загорается слово “Русь”. Прикоснитесь к этому камню.

Что это? Чувствуете, какая-то сила перенесла вас на просторы, полные неизъяснимой прелести, тайны и загадки – просторы русской души.

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

А в тайне – ты почиешь, Русь.

Живую душу укачала,

Русь на своих просторах, ты,

И вот – она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Отряхните чудесное наваждение с души, вам предстоит еще долгий путь по просторам отчизны. Оглянитесь, видите позади рубиновый огонёк, а на нём горят слова: “Русь. Она – спящая красавица. Лирический герой – странник”.

Посмотрите, впереди вспыхнуло красное зарево. Почувствуйте, готовы ли вы очутиться там,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сёл.

Видите, красным пламенем вспыхивают перед вашим чистым взором слова “На поле Куликовом”.

Слышите:

Орлий клёкот над татарским станом

Угрожал бедой,

А Непрядва убралась туманом,

Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде, свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Видите, как в сияющих одеждах сходит с небес Богородица, как защищает своим покровом русское войско?

Слышите, как пророчески звучат слова поэта:

Я не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна…

Посмотрите ещё раз на этот камень. Видите, как на его поверхности пылают слова “На поле Куликовом. Она – Богородица, лирический герой – воин, защитник”.

Посмотрите вперёд. Видите, там, в темноте, алеет пламя костра. Чувствуете, как нескончаема дорога.

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи

Россия, нищая Россия,

Мне избы серы твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика.

Видите, как мчится вдаль птица-тройка.

Слышите, как звенят бубенцы под дугой?

Оглянитесь. Видите, на последнем третьем рубиновом камне светятся слова: “Россия. Обретение пути. Она – Родина. Лирический герой – Поэт”

Помните, вы волшебник, в ваших силах управлять чудесной силой вашего талисмана-символа.

Разместите его перед вашим всепроникающим взором так, чтобы обозреть весь сразу. Увеличьте или уменьшите его – как вам этого хочется. А теперь попросите свой талисман ещё раз показать вам путь эволюции лирического героя Блока.

А теперь поблагодарите свой талисман за то, что он согласился стать для вас символом пути лирического героя Блока. Пошлите ему свою любовь. Будьте искренни с собой. Отпустите свой талисман. Видите, как поднимается он выше и выше, превращаясь в снежинку. Видите, как целый рой снежинок-талисманов образует венчик из белых роз, уносящийся в беспредельные космические просторы. Чувствуете, он обещает вернуться? Но эта встреча впереди. А сейчас пора возвращаться.

Почувствуйте ступни ног… прилив сил к рукам и ногам… Ощутите спину и плечи… Пошевелите пальцами, сожмите их… Подвигайте ладонями, плечами… Вы можете ощутить желание напрячь тело… Повернуть голову вправо или влево… Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох… Не торопясь дотроньтесь до щек, глаз…

Медленно возвращайтесь в класс…

Открывайте глаза…

III этап. А-фаза

Удалось ли найти место покоя?

Как собирались на прогулку?

Каким видели снежный бал? Снежинку? Талисман?

Как наполняли образ, структурировали информацию? Давайте вспомним.

Слышали ли звон бубенчиков? А имя Блока? Какое оно на вкус? (Конфеты)

Зарисовка образона (на развороте):

а) записать тему, эпиграф (открылся ли взорам путь?),

б) зарисовать свой образон,

в) разместить информацию,

г) сопоставить, расширить.

 

Практическая часть.

1 группа. Какое из двух стихотворений принадлежит Блоку? Почему?

2-3 группы. К какому периоду творчества (этапу пути) отнесли бы одно и другое стихотворение? Истолкование 2 – 1

3 – 2 стихотв.

РАЗМЕЩЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ

Блок определяет свой духовный путь как переход от созерцания небесной гармонии – навстречу “демонам”. Блок говорит, что его “миры” связаны не только со словом, но и с цветом. Он определял свой путь в период антитезы как врубелевский. Что это значит? Демоническое отрицание, борьба с миром, радость гибельных страстей.

Впоследствии Блок объяснил, где видел въявь свою Незнакомку – оказывается на полотнах Врубеля.

(Показать две репродукции: “Демон” и “Царевна-лебедь” - какая “Незнакомка”?)

Блок считал, что его стихи и полотна Врубеля возникли на некоей общей почве. Речь идет о духовной действительности, которая в его “Незнакомке” выражена словесно, а у Врубеля представлена наглядно – в цветовых “сплавах” его излюбленных синих и лиловых миров.

За всей лирикой “второго тома” - неизменно Врубель.

В сине-лиловых мирах врубелевского демона Блок узнавал миры своей Незнакомки. А в белизне своих метелей – лебединую белизну врубелевской царевны.

     

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004