RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕИ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

Ю.А.Урманцев

"Девять плюс один этюд о системной философии"

М.2001

 

Настанет время, когда весь мир будет объят одной наукой, одной истиной, одной промышленностью, одним братством, одной дружбой с природой...

Это моя вера, это двигает, это крепит, для этого стоит жить, есть что ждать.        Д. И. Менделеев

И сокровенный замысел этих этюдов — предложение такого Мировоззрения, которому можно было бы безбоязненно следовать при оптимальном построении системы «Человек — Общество - Природа». Каждый этюд, кроме последнего, - предварение последующего; все десять этюдов - Этюд нового мировоззрения, Системной Философии (СФ), своего рода ориентира и плана Нового мироустройства в XXI столетии.

ЭТЮД ПЕРВЫЙ

Предпосылки СФ
Исходя из требований необходимости и достаточности, всеобщности и интегративности, для творения системного мира были отобраны 5 предпосылок - философских категорий:
1. существование, 2. множество объектов,
3. единое, 4. единство,
5. достаточность.

ЭТЮД ВТОРОЙ О СИСТЕМЕ И ХАОСЕ
Хаос
Происхождением этого термина мы обязаны древним грекам. Они различали два произношения этого слова: 1. хаос (с ударением на а); 2. хаос (с ударением на о). Хаосом они называли зияющую бездну, наполненную туманом и мраком, из которой впоследствии возникло все существующее. Хаосом же они обозначали полный беспорядок, путаницу, мешанину.
Современные исследователи не различают эти тонкости и по существу, не осознавая, используют оба понимания: первое - при констатации перехода «хаос —>• система», второе - при констатации перехода «система —> хаос».

ЭТЮД ТРЕТИЙ
ОБ ОТНОШЕНИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ОДНОСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ, ВЗАИМОНЕДЕЙСТВИЯ, КОН- И ДИСРЕЛЯТИВИЗМА

Взаимодействие, одностороннее действие, взаимонедействие материальных и материально-идеальных объектов-систем
Уже исследование природы отношений единства, механизмов системных преобразований, взаимоотношений объектов-систем приводит к необходимости развития особого раздела СФ - учения о действиях. Действия - атрибуты материальных и материально-идеальных систем. Идеальным и пустым системам такие атрибуты не присущи.

ЭТЮД ЧЕТВЕРТЫЙ

ОБ ОТНОШЕНИЯХ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕПРОТИВОРЕЧИЯ
Это - фундаментальные философские, логические, математические категории. По содержанию и объему предлагаемых представлений о них можно, как по лакмусовой бумажке, смело определить степень зрелости или незрелости, глубины или поверхностности, оригинальности или традиционности того или иного учения, того или иного «изма». Поэтому, предлагая новое, системное, учение о них, я, несомненно, вступаю на опасную тропу.

ЭТЮД ПЯТЫЙ
О ПРИРОДЕ РАЗВИТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ
В этом разделе впервые в истории мировой науки и философии была предложена: 1. принципиально новая экспликация природы развития
- системная: представление развития в виде развития-системы в Р-системах форм развития, изменения, сохранения; 2. развернутая информация о всех тех фундаментальных «атрибутах» системности развития, которые коротко перечислены в утверждениях С-принципа применительно к любому объекту;
3. разработка системной (полностью алгоритмизированной) организации практической деятельности в любых областях - экологической и неэкологической - с целью сохранения и  преобразования систем той или иной природы в связи с оказываемыми на них и/или ими самими воздействиями, прогрессивными, изогрессивными, регрессивными формами развития эко- и неэкосистем.

 

 

ЭТЮД ШЕСТОЙ
О СИСТЕМНОМ ПРИНЦИПЕ, СИСТЕМНОМ ИДЕАЛЕ, СИСТЕМНОМ МЕТОДЕ, СИСТЕМНОЙ ПАРАДИГМЕ - ОБОБЩЕНИЯХ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, КАТЕГОРИЙ, ЗАКОНОВ СФ
С-принцип - главный принцип СФ и одновременно Обобщение обобщений: все сколько-нибудь значимые общечеловеческие фундаментальные принципы - в первую очередь стохастико-детерминистический, историко-эволюционный, структурно-функциональный -

подпринципы С-принципа. Это означает, что С-принцип - это Принцип принципов.

Стохастико-детерминистическим идеалом, представленным в виде категорического императива: требования к Homo intelligens (Человеку - постигающему, термин мой) завершения исследования «явлений» природы, общества и мышления в виде цепи причин и следствий.
Особым стилем мышления - мышлением причинами, вероятностными и необходимыми следствиями. Опытно-контрольным, одно- и многофакторным методом исследования, позволившим удовлетворить все требования стохастико-детерминистического идеала и благодаря этому приведшим, с одной стороны, к экспериментальной науке, с другой, к индуктивному (от частного к общему) выводу множества, быть может большинства, открытых законов Природы, что, в свою очередь, обернулось революционными сдвигами в развитии техники и технологий, а в конечном счете - материального и духовного производства.

По-видимому, основные научные революции XXI столетии будут связаны с раскрытием тайн психики, практическим овладением - в региональном и глобальном масштабах - так называемыми высшими психическими силами и высшими психическими энергиями, ясноощущениями и ясновосприятиями, яснопредставлениями и яснопостижениями. Это неизбежно обернется новой производственной - промышленной и духовной - революцией, принципиально новыми технологиями, качественно новым ликом человечества.

К системной организации практической деятельности (СОПД). Цель СОПД - создание, сохранение, разрушение систем любой природы в связи с оказываемыми на них или(и) ими самими положительными, отрицательными, нейтральными воздействиями. В этом смысле СОПД будет особенно полезна для экологов и политиков, разведчиков и контрразведчиков, военных и милиционеров. СОПД как телеологическая, целеполагающая система -стратегия. Как стратегия она включает в себя: «Метацель» (высшую цель, Цель целей, ради которой в конечном счете СОПД проводится), например, устойчивую коэволюцию биосферы и ноосферы;
«Противника», например, глобальный экологический и неэкологический кризис;
«Стратега», например, глобальный экологический комитет, занимающийся подготовкой, планированием и ведением «войны» с противником - экологическим и неэкологическим;
«Подстратегов - профессионалов» («командиров» разного ранга), последовательно проводящих системные: 1. мониторинг (снятие и сбор показателей прежде всего противника);
2. оценку (диагноз); 3. ретро-, изо-, прогноз; 4. определение системы целей (целей разного ранга, в том числе метацель); 5. разработку плана достижения этих целей; 6. выбор требуемой состоянием системы («больной», «здоровой» и т.д.) и характером целей ряда системных стратегий («дорогих», «дешевых», «быстродействующих», «медленнодействующих» и т.д.), необходимых и достаточных для преобразования эко/неэкосистемы в «нужном» Человеку и Природе направлении; 7. разработку системы мероприятий по реализации выбранных стратегий; 8. системную реализацию;
9. системный контроль за реализацией этих мероприятий.

С-идеал СФ - это С принцип в целеполагающей или телеологической формулировке; С-принцип как цель. Следовательно, подобно С-принципу - Принципу принципов, С-идеал -Идеал идеалов, поскольку в силу сказанного он содержит в виде своих подыдеалов стохастико-детерминистический, целостности, структурно-функциональный, историко-эволюционный, диалектический, гармонии, красоты и прочие идеалы... И те ученые, инженеры, философы, архитекторы, художники, которые, следуя С-идеалу, смогут представить результаты своих разработок по образцу естественной системы химических элементов Д.И. Менделеева, эти ученые, инженеры, философы, архитекторы, художники дадут науке, технике, философии, искусству, производству неизмеримо больше, чем приверженцы прежних идеалов.

ЭТЮД СЕДЬМОЙ О СИСТЕМНОЙ ОНТОЛОГИИ -СИСТЕМЕ БЫТИЯ И БЫТИИ СИСТЕМЫ
Система Бытия — это система из 4-х и только 4-х реальностей: объективной, субъективной, объективно-субъективной, пустой.
Объективная реальность (атом, кристалл, Земля, течение, гравитация, Е=mс2) есть реальность материи и ее пустой системы - значимых отсутствий у каждого вида материи некоторых материальных и всех духовных свойств; субъективная реальность (идея красоты, гармонии, симметрии, точки, линии, плоскости) есть реальность духа (идеи) и его пустой системы - значимых отсутствий у каждого конкретного вида духа некоторых духовных и всех материальных свойств; объективно-субъективная реальность (человек и, может быть, все или часть организмов: телесно-материальных, а духовно-идеальных) есть реальность материально-духовного и его пустой системы - значимых отсутствий у каждого конкретного вида материально-духовного некоторых материальных и/или духовных свойств; пустая реальность (любые случаи значимого отсутствия - ничто в философии, пустая система в системологии, пауза в музыке) : есть реальность ничто и его пустой системы - значимого отсутствия и материи и духа.

ЭТЮД ВОСЬМОЙ
О СИСТЕМНОЙ ГНОСЕОЛОГИИ
(ТЕОРИИ ПОСТИЖЕНИЯ) - СИСТЕМЕ ПОСТИЖЕНИЯ И ПОСТИЖЕНИИ СИСТЕМЫ
Система Постижения эксплицируется в виде Постижения-системы и Р-системы Постижения. Постижение как Постижение-система включает в свой состав 8 гносеологических и 8 реинкарнатологических (перевоплотительских) элементов, именно: 1 - познающего, 2 — познаваемое (прообраз), 3 — средства познания, 4 - познавательскую деятельность, 5 — познанное (идеальный образ), 6 — оценку на адекватность образа прообразу, 7 - деятельность по уменьшению различия образа от прообраза, 8 — создание более адекватного преобразу идеального образа.Именно указанными 8-ью элементами ограничивалась традиционная гносеология. Однако СФ идет дальше и к отмеченным 8-ми гносеологическим элементам добавляет еще 8 реинкарнатологических: 9 - воплотителя, 10 - воплощаемое (идеальный образ), 11 — средства воплощения, 12 - воплотительскую деятельность, 13 - воплощенное, 14 - оценку материально воплощенного на адекватность воплощаемому как идеалу, 15 — деятельность по увеличению сходства между идеалом и его материальным воплощением, 16 - создание новых воплощений, более адекватных воплощаемому.
Видно, что главными целями постижения являются получение адекватного прообразу идеального образа — знания — и его материальное воплощение. Это означает, что постижение — телеологическая система, а поскольку оно включает в свой состав в виде частных случаев чувственные, рациональные, медитативные формы, познание и мышление в целом, то постижение - не просто телеологическая, а сверхсложная телеологическая система, к тому же - из-за наличия в ней прямых и обратных связей - и кибернетическая.


 

ЭТЮД ДЕВЯТЫЙ О СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ СИСТЕМЫ
Система Философии. Она эксплицируется в виде Философии—системы и Р-системы философии. Философия-система - это такое постижение-система, в качестве первичных элементов которого выступают: 1) познающий - философ; 2) познаваемое (прообраз) - Бытие, Постижение, всеобщие и общие законы природы, общества, мышления; система "Человек - Общество - Земля - Космос - Бог"; 3) средства познания - всеобщие и общие категории, принципы, законы, концепции; логика, метафизика, диалектика, эволюционика; 4) познавательная деятельность - деятельность по построению философских систем и систем философии, экспликация знания об элементах, отношениях и законах композиции любой реальности и любого постижения, открытие и исследование всеобщих и общих средств постижения; бурная комментаторская и псевдокомментаторская деятельность — особенно традиционная на Востоке (ср. философию Веданты - "Брахма-сутру" Бадараяны и комментарии к ней Шанкры и Рамануджи; 5) познанное (идеальный образ) - философские картины Мира (мировоззрения), онтология и гносеология, логика, эстетика и этика, материалистические, идеалистические, дуалистические, нигилистические системы; всеобщие и общие - онтологические и гносеологические - категории, принципы, законы; знания об основных средствах постижения, о познавательном, ценностном, социально-политическом, нравственном и эстетическом отношении человека к миру и о многом, многом другом; 6) оценка на адекватность образа прообразу — эмпирические и теоретические критерии истины. В масштабе исторического времени в ходе ожесточенных споров, а нередко и трагических коллизий (вспомним смерть Сократа и сожжение на костре Джордано Бруно) такая оценка производилась практически всеми: философами и учеными, художниками и политиками, богословами и эзотериками, просто просвещенными людьми и обывателями. И в этом приобщении к оценке на адекватность "всех" - еще одна сторона своеобразия и уникальности философского постижения; 7) деятельность по уменьшению различия образа от прообраза - реализуется она в виде обратной связи с философом, а через него также со средствами и критериями постижения;

8) создание новых более адекватных прообразу философских систем.
 

ПЛЮС ОДИН ЭТЮД

"ВСЕЕДИНСТВО - ВСЕРАЗЛИЧИЕ: ИХ ПРИРОДА И СООТНОШЕНИЕ"

Данный опус и есть "плюс один этюд СФ". Он был написан для 5-ой научной конференции "Алтай - Космос - Микрокосм. Духовно-экологические устои цивилизации XXI века" и там же доложен. Этюд был создан как совершенно самостоятельное произведение и его содержание поэтому несколько (в сущности незначительно) пересекается с содержанием девяти других разделов СФ. Лишь позднее была осознана глубокая связь "плюс одного этюда" с этими разделами. Было решено без каких-либо изменений присоединить его к названным девяти уже написанным, а новому сочинению дать название "Девять плюс один этюд о системной философии". Цель этого этюда - ознакомить читателя с основными результатами системного учения новой философии о всеединстве, всеразличии и их соотношении.

     
Copyright: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Верстка: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова, Валерия Амирова

Москва, 2004